Монументы героям войны на самом деле должны быть монументами жертвам войны. Что-то вроде памятников Холокосту. Где-то оно так и есть, но в основном героизация всегда на первом месте: в Новосибирске такой памятник называется «Монумент славы». Слава, победа - вот что извлекается из войны. Но погибшие в войне - это жертвы, а не герои. Жертвы, принесенные богам/демонам войны. Может, 9 мая и не должно быть совсем уж траурным днем, но траур должен быть центральной темой этого праздника. Как светский пост и светская Пасха в один день. А то у нас получается воскресение без смерти и победа без смерти.
У Верещагина есть картина "Скобелев под Шипкой", впечатление от которой совершенно не передают репродукции в интернете. Но в Третьяковке я стояла перед ней долго, охваченная ужасом и жалостью, и чуть не заплакала. Снежный пейзаж, и где-то вдалеке на втором плане стоит стройная колонна, перед которой несется бравый всадник на белом коне и за ним еще несколько шикарных всадников. Люди в колонне бросают шапки в воздух - победа! Но это на втором плане. А на первом - скорченные трупы на снегу, мордой в снег, и даже лежит раненый, который подтянул коленки к животу и тянет тянет руки к небу. Вот она - победа в войне.
Парад военной техники мне кажется злой иронией над памятью погибших. Вместо «праздника со слезами на глазах» мы празднуем праздник «Славы оружию», «Славы Войне за Правое Дело». Колонну бронетехники должен замыкать «другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч». Смотрите, какой большой красивый меч! Что за чудо-всадник! А теперь - салют!