Автор: прот. Сергей Лепин
О любви, долгах и прощении.
Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18:23-35).
Обычно, толкуя эту притчу, замечают не всех действующих лиц. Как правило, внимание артикулируется только на Господине и немилосердном рабе. Первый - метафора, указывающая на Бога, а злой раб, соответственно, - метафора грешника, который ищет милость Божью, но сам отказывается прощать своим должникам. Десять тысяч талантов суть эквивалент около
180 тонн серебра и метафора невероятно огромного и совершенно невозвратного долга: видимо, в те времена столько серебра даже не было ни добыто, ни разведано - есть долги, что дороже всех денег... Грехи наших ближних против нас незначительны, сравнительно с грехами нашими перед Богом.
Писание многократно и многообразно ставит перспективу нашего спасения в прямую зависимость от нашей способности прощать. Напомню, что даже молитва «Отче наш» учит нас просить Бога о прощении на столько, на сколько мы оставляем должникам нашим: простить нам так, как прощаем мы; прощаем мы - прощают нас… Увидь себя в своем ближнем и прости себя в нем - вот тебе и прощение Божие! По большому счету, вся притча - наглядная красочная иллюстрация этой идеи.
Но, как мы сказали ранее, в притче есть еще и другие персонажи: должник злого раба и те, кто пожаловался на несправедливость Господину. Давайте поговорим о них.
Злой, немилосердный раб, которому простили многое и который через это прощение заново обрел свою семью и собственность (= жизнь), не захотел простить своему ближнему сущий пустяк - по сравнению с тем, что простили ему, разумеется. Однако не стоит думать, что злой раб - просто тупой жмот, который уперся в три копейки. Мелочность - это однозначно плохо, но позвольте: один динарий в то время имел меру около 4,5 грамма серебра. На кону ни много ни мало почти полкилограмма лунного металла! Даже для сегодняшнего дня это немалая сумма, хотя, в отличие от размера первой суммы, в ней нет ничего метафизически запредельного. Злость раба - мы видим - отнюдь не в его мелочности, а смысл притчи в том, что мы должны прощать не просто пустяки, но и те «суммы», которые иногда пришлись бы нам очень-очень кстати, - да, злого голозадого раба простили, но денег-то ему никто не дал, и нужда его осталась при нем. Идея прощения, дорогие мои, может противоречить здравому смыслу, основанному на принципе выбора лучшего и следования своим интересам…
Злой раб буквально набросился на своего должника, начал душить его, требуя своё, и, в конце концов, ничего не получив, посадил его в долговую яму.
Слава Богу, нашлись неравнодушные. А ведь они могли сказать себе: какое мое дело? Зачем мне влезать в чужие разборки? Не на всё ли воля господина - кому хочет, тому и прощает? Мне ли судить чужого раба? НЕ МНЕ ЛИ ГОСПОДИН ПРОСТИЛ МНОГОЕ, И НЕ ДОЛЖЕН ЛИ Я ПРОСТИТЬ ЭТОГО ЗЛОДЕЯ?
Нет, они поступили по-другому: они в своем обращении обратили внимание господина на ситуацию и тем самым попросили вмешаться в нее. Прощать нужно своих должников, но должны ли мы быть безучастными к чужому горю? Имеете ли вы право прощать чужие долги?
Тут можно думать: потребовали ли ходатаи наказать злодея (раз он такой гад), или же они просто попросили помочь его жертве? Между тем и другим - разница: то, что господин отзывает свое милосердное прощение у злого раба и вновь предъявляет ему претензию, само по себе не означает что-то хорошее для второго должника; я не знаток уголовного права, но вполне возможно, что сидеть они будут оба и в одной камере.
А может, доброхоты попросили о том и том одновременно (наказать одного и подсобить деньжатами другому)? Не знаю, это - вопрос интерпретации, но главное, что они больше возмущены наглостью злодея, чем уверены в невиновности своего друга. Жестокость немилосердного раба формально не уменьшала сумму, которую ему были должны…
Задолжавшего сто динариев очень жалко. Но жалость к нему все же контекстуальная. Представьте себе, что в рассказе нет никакой предыстории о прощении на большую сумму денег: вот есть просто бедолага, который из-за ста динариев оказался в тюрьме… Мы не знаем, как так получилось, но… ребята, давайте жить не только дружно, но и по средствам.
Меня пугает то, с какой легкостью сегодня население бросается в кредиты и лезет в иные виды долгов - притом из-за всякой ерунды. Все ли заплатят? И все\всё\всем ли простят? Долги - сегодня одна из самых распространенных бед, которая угнетает человека: «Здоровья нету», «Муж пьет», «Дети - сволочи» и «А еще эти кредиты»…
Перед тем как просить Бога о прощении долгов, нужно не только простить долги, но и отдать долги. А что вы думали?? «Кому должен - всем прощаю»? Нет, так не выйдет! «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5:23-26).
И вообще «НЕ ОСТАВАЙТЕСЬ ДОЛЖНЫМИ НИКОМУ НИЧЕМ, КРОМЕ ВЗАИМНОЙ ЛЮБВИ» (Рим.13:8).
Источник.