Найдено в Интернетах. Автор: Михаил Маркитанов
К величайшему своему удивлению, наткнулся на непонимание некоторой частью поттероманов реплики Невилла Долгопупса: «Скорее в аду станет холодно, чем я к вам перейду!» Нашлись «умники», которые принялись вопрошать: откуда «рай» и «ад» в мире, где есть арка смерти, призраки и воскрешающий камень? А отправляясь отсюда, посыпались комментарии о том, что «перевод неточен», что «далёкий от религии парень так не сказал бы» и вообще «все религии всегда плохо относились к волшебству», ― короче, христофобщина разгулялась если не на полную катушку, то близко к этому.
В связи с этим прискорбным явлением я должен разъяснить следующее. Имеющий уши ― да слышит.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти - 2»: с Гарри разговаривает Римус Люпин, вызванный при помощи воскрешающего камня
Первое. Строго говоря, по христианскому вероучению сейчас уже не существует ни ада, ни рая. Рай был уничтожен грехопадением Адама, ад ― Воскресением Христа. Сейчас все души умерших находятся в некоем предварительном состоянии. Либо в предначинании вечного блаженства, созерцая Бога и имея возможность живого общения с Ним, но не испытывая полного блаженства до всеобщего воскресения мертвых, либо в предначинании вечных мучений, в плену у демонов, из которого они могут быть исторгнуты усиленной молитвой Церкви. Демоны их, разумеется, мучат ― разжигая в них страсти, которым после смерти больше нет и не может быть удовлетворения. Кстати, это как раз очень хорошо показано в «Гарри Поттере» на примере лорда Вольдеморта (кое-кого из комментаторов-христофобов смутило, что его на том свете не поджаривают на сковородках). Тёмный лорд презирал любовь, считая её недостойной слабостью, ― и в итоге в Вечности он остаётся один. Совершенно. Ему от этого плохо ― но никто уже не может ему помочь, даже проникшийся к нему состраданием Гарри: ибо, как сказано в Евангелии, между ними теперь пропасть великая.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти - 2»: Гарри после смерти беседует с Дамблдором
Второе. Несмотря на то, что волшебники у Роулинг явно нерелигиозны, в Хогвартсе празднуются Рождество и Пасха. Стало быть, какая-то остаточная религиозность у волшебников остаётся. Во всяком случае, мир христианской культуры для них ― явно не terra incognita, а нечто своё, понятное и родное, хоть и не всецело разделяемое. Примерно как для советской молодёжи 60-х ― 70-х годов.
Третье. Слова Невилла как раз служат подтверждением второго тезиса (о поверхностном знакомстве с миром христианской культуры при отсутствии реального погружения в неё). Именно обыденное сознание рисует адские муки в виде кипящих котлов со смолой и тому подобного. Богословие же всегда избегало подобных прямолинейных образов (см. пункт первый).
Четвёртое. Несмотря на то, что волшебники у Роулинг далеки от христианства, сама она остаётся верующей христианкой, регулярно посещающей богослужения. И использование образов христианской культуры для неё ― естественно и органично.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Философский камень»: гриффиндорский призрак Почти-Безголовый-Ник
И пятое. Арка смерти и тому подобное ― это чисто фантастические детали, а не признак какой-либо альтернативной религиозности. Призраки же ― об этом прямо говорится в пятом томе ― не являются душами умерших, это лишь некий отпечаток личности умершего, созданный им самим с помощью волшебства. «Волшебники могут оставить на земле свой призрачный образ, и он будет бродить по тем местам, где они некогда ходили при жизни», ― объясняет Гарри Поттеру Почти-Безголовый-Ник. А значит, призраки ― тоже элемент заведомо фантастической реальности, не имеющий прямого отношения к религии.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса»: Сириус Блэк в арке смерти
Роулинг вообще сознательно уклонилась в поттериане от анализа посмертия. Опиши она христианское представление о смерти аутентично ― был бы риск, что оно окажется воспринято как часть фантастической реальности, как такой же вымысел, что и школа Хогвартс, и «министерство магии» под Лондоном. А создай она свою альтернативную версию посмертия ― её книги оказались бы пропагандой язычества: слишком уж часто сегодня подростки уходят с головой в фантастические миры, начиная всерьёз верить в кем-то выдуманные реалии. Поэтому книга Роулинг мудро молчит о посмертии, утверждая в качестве безоговорочной истины лишь две вещи: бессмертие души и отсутствие реинкарнации. Но оказалось, что и это мудрое молчание кое-кем интерпретируется как повод для антихристианских нападок. Свинья, как говорится, найдёт грязи. Хотелось бы только надеяться, что большинство поттероманов ― таки не свиньи.
Источник.