Автор:
Сергей Быструшкин Смотрел я тут как-то на канале «Спас» (да, бывает) программу «С Божьей помощью», где публичные персоны рассказывают, как они пришли к вере. В этот раз исповедовалась Дарья Донцова. Мне очень понравилась ее мысль: «Твой враг - это зеркало. Если ты видишь его плохим, это не он плохой, а ты». Кто-то сторонний, конечно, в этом месте скривится: «Да что эта детективщица понимает!». Не спешите.
Представьте себе, что вы стоите в очереди… к мощам святителя Николая в Храме Христа Спасителя. Разумеется, вы настроены благочестиво, умом уже парите где-то около седьмого неба. И вдруг вас кто-то отталкивает или наступает вам на ногу. Вот как вы отреагируете, только честно? А если вы женщина в возрасте, а на вас налетела симпатичная девушка, да еще неблагочестиво одетая? Да вы же на нее всех собак, которые у вас там внутри есть, спустите! Какое уж тут смирение!
Согласно Святым Отцам, гнев - это благая эмоция, и она тоже дана нам от Бога. Но изначально человек должен был направлять ее на то, чтобы отсекать гнусные помыслы. Но после грехопадения, когда все наши чувства оказались в рассинхроне, мы, вместо того чтобы использовать эту эмоцию во благо, орем на всех вокруг, злимся по пустякам и вообще ведем себя как звери. Что уж удивляться, что мотивом большинства преступлений служит гнев. Разозлился, обиделся - и вперед.
Мы не дорожим временем жизни. Легко послать человека «далеко и надолго», но сложно подумать о том, что, может быть, мы видим этого человека сегодня в последний раз. «А, ерунда, потом помиримся!» А оно будет, это «потом»? Может быть, его прямо сейчас сшибет машина? Или хватит инсульт? Почему мы так уверены, что у нас будет время «замолить» грехи? Как же отвратительна, по сути, эта фраза «Не согрешишь - не покаешься»! Согрешить время всегда есть, а покаяться может и не найтись.
Мне часто приходится слышать от людей, у которых «богвдуше», примерно следующее: «Ты ничего не знаешь, Христос говорил прощать врагов, но при этом не забывать их фамилии». Да, да, нечто подобное я слышал от Задорнова, теперь же считается хорошим тоном знать о религии по рассказам сатириков и прочих шутов. Не знаю, на какие источники он ссылается, но я не сомневаюсь, что серьезные библеисты обхохотались бы, услышав подобное. Но, кстати, я тоже знаю такие «тайные изречения Христа, о которых никто ничего не слышал, а я вам сейчас расскажу». В одной аграфе (изречении Иисуса, не вошедшем в Евангелия) всем знакомое «Прощайте врагов ваших» дополняется «ибо завтра они могут стать вашими друзьями».