Домино, кости и прочие игры с православной культуры

May 12, 2017 16:30

Автор: Валентина Калачева




На днях жизнь привела меня в карельскую глубинку агитировать за советскую вла… ой, за православную культуру. Знакомый батюшка, обложившись многочисленными циркулярами, пособиями, инструкциями и методическими рекомендациями на эту тему, аки Иов вздохнул, позвонил мне накануне и говорит: «Давай на родительское собрание съездим. Откуда скажешь - заберу, куда скажешь - после привезу. Запишу тебя в графу отчета типа «помощник священника по вопросу проведения родительского собрания по предмету «ОРКСЭ», ладно? Поехали!». Я родом из СССР, поэтому против гагаринского клича ничего не имею, тем паче, что словосочетание «православная культура» в образовательном контексте мне известно вот уже 16 лет. Да и дело благое, помочь отцу отчет заполнить - сам Бог велел, пусть и в другой терминологии.


Приезжаем мы в сельскую школу, встречают нас радушно, о целях визита догадываются. Я жду, когда начнутся «кошмары нашего городка», т. е. когда станут вещать про то, что светская этика - это сила, а православная культура… ну а что? смиряться надо, раз не мы включили её в перечень модулей - не нам и исключать, так-то она нам нужна как зайцу лыжи и гораздо дальше, вот тут у нас рояль в кустах припасён, т. е. батюшка за партой, выслушаем его, согласно регламенту министерскому, ничего не поделаешь, у них свой опиум, у нас - свой. Просто в Карелии модуль «Основы православной культуры» из года в год «свободно выбирают» процентов 10 - 15 родителей. В кавычки словосочетание заключено потому, что большое недоверие вызывает статистика, наподобие: «Школа №1; количество обучающихся 3-х классов - 54 чел.; количество выбравших модуль «Основы светской этики» - 54 чел., остальные модули - 0 чел. Школа №2; количество обучающихся 3-х классов - 108 чел.; количество выбравших модуль «Основы мировых религий» - 108 чел., остальные модули - 0 чел.». А потом тебе звонит какой-нибудь взволнованный батюшка с вопросом: «Сына насильно записывают на «Светскую этику»! Что делать? Администрация школы давит, на уговоры не поддается, говорят, что только на «Этику» деньги выделены. Какими законами это регулируется вообще?!» И я начинаю надиктовывать наизусть, хоть и не юрист, потому что он уже не первый звонит: «Введение модулей «ОРКСЭ» обеспечивалось и по сей день регламентируется законодательством Российской Федерации, как то: Конституцией Российской Федерации, ст.28. 2, Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. (действующая редакция, 2016), Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 87), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении методических материалов ОРКСЭ» Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации (№ МД- 883/03) от 08.07.2011 г., Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011…» И так далее - почти до Второго пришествия. Иногда этот волшебный список срабатывает, особенно с ненавязчивым упоминанием статей КоАП, где говорится об административной ответственности директора за свои нетривиальные решения в отношении реализации права на образование.

Ладно. Начинается собрание. Встаёт учительница, ведущая как раз любимые православными гражданами свободной Карелии модули «Основы светской этики» и «Основы мировых религий» и звонким голосом вдруг начинает рассказывать всякие позитивности про «Основы православной культуры», что это такой модуль крутой вообще, и народ валом на него валит, а здесь еще и священник есть, который всё, что надо осветит (или освЯтит?), на вопросы ответит. Удивленный батюшка селянам о местной православной истории пару слов сказал да о духовном возрастании детей, потом мне слово дал.

Ну я и думаю, сидят передо мной истерзанные жители депрессивного региона, «заповедника коммунизма», которые наломались за день на своих работах, у каждого первого - печать социальных реформ на челе, а им еще тут собрание организовали на непонятную тему «ОРКСЭ», и слушай тут разных кандидатов педнаук, что б им… жизнь только мёдом казалась, парься тут… Поэтому речи типа «необходимо включение обучающихся в систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация народов России», это не корм в коня. Это цикута, Карл. Так что я им рассказывала, как сама модуль выбирала своей дочери и о чем он вообще. Причем на пальцах. Наподобие, «когда я иду за угол покурить, то мама не видит, а Бог видит, и в общем, неудобно как-то». В виду того, что батюшка меня не анафематствовал, а родители малость оживились, по крайней мере, на уровне одобрительных кивков головой, речь состоялась.

Уф, исполнили, с Божией помощью, все инструкции с рекомендациями. В полном объеме.

Потом там родителям еще понамекали про реализацию права свободного выбора, буддийскую культуру, иудейскую с исламской, мировые религии и светскую этику, попросили их озвучить «золотое правило этики», на что мрачный мужик за первой партой весомо сказал «Лучше помолчать!», ну и призвали делать тот самый выбор, зафиксировав его письменно в заявлении установленного образца.

А дальше произошло то, что возвращает нас из иллюзорного Эдема на суровую карельскую почву, где на квадратный метр земли пять вёдер спрятавшихся камней.

- Марьиванна! «Светская этика» каким уроком в расписании будет? Пятым? А православная культура? Шестым? Не, мы на этику записываемся, у Васи тренировка в два, он домой зайти не успеет.

- Мировые религии кто ведет? Федор Петрович? Это в десятом кабинете который? С плазменной панелью? Отлично, хороший кабинет, пусть Маша этикой займется!

- А православную культуру кто вести будет? Юлия Ивановна? Соседка, что ли, наша? Классно. Запишемся на православную культуру.

- Учебники можно посмотреть. Ты погляди, в православной культуре картинки красивые, а в светской-то этике смотреть совсем не на что! Так что православная культура-то лучше будет, интереснее.

Ну, вы поняли, что нам с пассажами про мир-дружбу-нравственность остается только бамбук курить. Батюшка заметил, что люди, как в домино играют. Ну да, или в кости. Подбросил вверх, посмотрел, что выпало. ОК. Значит, судьба моя такая. Еще думать об этом… Индюк вон тоже думал. Ничего хорошего не вышло.

Но это тема для следующих методических рекомендаций.

Церковь и государство, Церковь и общество, миссионерство, ОПК, образование и воспитание

Previous post Next post
Up