Найдено в Интернетах Автор: Елена Тростникова
Периодически заходит речь о таком явлении, как обрядоверие. Я не всегда понимаю, что это за зверь такой, но, естественно, иногда задевает и думаешь.
И вот я поняла, что я ничего не могу сказать об «обрядоверии», потому что мне незнаком и непонятен этот феномен в чистом виде. Всё, что в моем опыте наблюдений более-менее сопрягается с описаниями оного, я назвала бы скорее «долговерием»: верой долга. Человеку хватает чувства долга, чтобы по нескольку часов в день молиться, или чтобы стоять в храме «ничего не понимая» (и часто признаются, что ничего не понимали), и много-много чего делать нелегкого, что называется «обрядом». Но это никогда не бывает «куплей-продажей», гарантированным обменом с Богом или Церковью: ты - мне, я - тебе. Долго ведь такое представление не продержится, человек, затратив уйму усилий и не получив чаемого, просто плюнет и уйдет в сторону: надули попы-обманщики! Если же человек много и долго жертвует времени, сил и - да - души, столько, сколько я ни под каким пистолетом не сумею пожертвовать, - это значит, что им движет что-то весьма сильное. И, называя такую веру «обрядоверием», никто об этом главном, лежащем в ее основе, даже не задумывается. Что дает человеку силы совершать обрядовые действия, которых он толком не может концептуализировать? Труд-то большой!
И я вот думаю: долг.
Просто другого ответа, другого предположительного стимула не нахожу. Долг, суть которого вот в чем: Господи, Ты есть!!! - а это значит, что и я ДОЛЖЕН БЫТЬ.
А БЫТЬ человек не умеет. (Я хотела написать «все мы не умеем», но вспомнила недавнюю запись про обесценивающее значение генерализованных высказываний и прикусила язык. Не умеет мой гипотетический «обрядовер», и не умею я, как ни хочу.) Но у него настолько сильное ощущение ДОЛГА - долга БЫТЬ, - что он готов вкладываться - по ВЕРЕ - в те трудные способы бытия, которые предлагает Церковь.
И кстати, ВЕРУ-то дает только Сам Бог, Святой Дух, иным способом она не обретается.
И, что замечательно, ведь обряд - это действительно способ быть, причем онтологически глубокий.
Так что уважаю я «обрядоверов». (Слово «долговер» всё равно не приживется: первым считывается слово «долго», а не «долг».) А сама я, к глубокому сожалению, на такие великие усилия совершенно неспособна.