Атор:
Дарья Косинцева
Вот что мне лента новостей православных групп принесла:
"Сергей Сергеевич Бехтеев (20 (7) апреля 1879, Липовка, Орловская губерния, Российская империя - 4 мая 1954, Ницца, Франция) - великий русский поэт-пророк, певец Царской России!
Детям
Любите, дети, старину
С её былинными века́ми,
С её столетними Церква́ми,
К величью ведшую страну…
Любите, дети, старину!..
Любите древний наш уклад
С величием и славой царской,
С отвагой доблести боярской
И жизнь на наш особый лад -
Под звон мечей и блеск лампад!..
Люби́те, дети, отчий дом
И нежность материнской ласки,
Любите бабушкины сказки
В кругу внучаток вечерком
У печки с ярким огоньком!..
Любите кровли бедных хат,
Любите звон наш колокольный,
Характер русский хлебосольный
И тех, кто будучи богат,
Добром делиться с нищим рад!..
Любите Русь - святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской,
Дух мощный рати богатырской,
Нас всех хранящей от невзгод!..
Любите, дети, свой народ!..
3 мая 1949>,
г. Ницца"
Понятно, что автор хотел выразить тоску по утраченному времени. Но ничего, кроме передозировки лубком, этот реконструкторский аутотренинг вызвать не может. Две войны, революция, эмиграция не переключили у человека в голове шарманку - рати, богатыри, невзгоды, оплот святынь, хлебосольный, доблесть боярская, "будучи" - автор собрал всю клюкву в одну корзиночку, ну вот чтобы все сразу за все хорошее. И это Ницца, 1949 год. Позади Освенцим и Сталинград. Блокада Ленинграда и заградотряды. В России Гулаг - еще не позади. Сартр уже десять лет как написал "Тошноту". Лирический герой обращается к несуществующим детям, которые должны любить несуществующие монастырские кельи и мощную богатырскую рать... "Любите Русь, которой нет" - закончила бы я это стихотворение.
Да ладно 49 год. А ведь люди и сейчас мыслят в том же духе - в паблики в интернете вот это постят. На них эти стихи духоподъёмно действуют. Сами как дети, честное слово. Наверно, были бы счастливы включить в программу для пятого класса, к реальным дятям обратиться, - к пятиклашкам, которые стримят на ютуб и обсуждают нового парня Дианы Шурыгиной.
Автор похож на романтическую Людмилу, которая никак не может опустить умершего любимого, и таки его дожидается, потому что он возвращается забрать ее с собой в гроб.
Российская "православная империя" давно в гробу, она может восстать только в качестве устрашающего покойника, зомби в доспехах из фольги, чего-то комического и жутковатого одновременно. Все эти имперско-монархически-благонравные образы как камень привязаны к православию и тянут его на дно, лишают воздуха, жизни, реальности. "А помните как бывало...." Да хватит помнить! Легко любить дальнего, легко любить Русь, которой нет.
Для сравнения, насколько более силен вот такой текст:
Георгий Иванов
Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.
Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.
Хорошо - что никого,
Хорошо - что ничего,
Так черно и так мертво,
Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.
Это текст жесткий. Он передает реальную боль, реальную драму, никому не указывает и не перечисляет, что любить - но, очевидно, требует ответа.
А вот очередные стихи про "россиюшку златоглавую" я читаю и думаю об этой душевной боли бедных "православных активистов", которые издалека кажутся такими суровыми - просто эти дети, которые не выросли, которые живут в какой-то своей сказке, неспособны принять реальность - и любое соприкосновение с ней вызывает у них невыносимую боль, отторжение, протест. "Неееет, все не тааааак, дядя злоооой, маааамочка, забери меня домоооооой!"
Их хочется по головке погладить и сказать: да посмотрите уже вокруг, ребят. Православие живо, пережило и "невзгоды", и замолкание "колокольного звона", и разрушение всех "оплотов святынь", и заселение "монастырских келий" измученными зэками Гулага. С него слетела вся позолота. Но зато в нем появились новые святые, со своими судьбами, а не жанровые святые из патериков (помню нас учили этим канонам жанра жития на литературоведении - святой обязательно родился от благочестивых родителей, с детства был набожен и т.д).
Настоящее православие настоящих мучеников выжило, чтобы донести что-то до живых людей о живых людях. 70 лет умирало - и вот воскресло. Так зачем молиться на крашеный гроб "Руси Православной", если Человека уже давно там нет - он отодвинул камень гробницы и давным-давно ушел? Ушел жить в реальность, где "мертвее быть не может и чернее не бывать", и где, кроме него, людям никто не поможет. А надо помогать. Помогать, а не фантазировать о давно ушедших деньках.