Что полезного дало христианство средневековой Европе? Взгляд атеиста. Часть 1

Mar 21, 2017 17:29


Автор: Сергей Ларионов



4 сентября 476 года от рождения Христа последний римский император Ромул Августул отрекся от престола. Величественная империя, уже столетия пребывавшая в состоянии глубокого кризиса, пала, и началась эпоха Средних веков. Начало Средневековья было временем культурного упадка, разрушения городской цивилизации и политических пертурбаций, потому его часто называют Темными веками.

Средние Века прошли под знаком расширения ареала христианской религии, охватившей весь европейский континент. Роль церкви в общественной жизни той эпохи сложно переоценить. Она была, без сомнения, стержнем средневекового европейского социума. В то время церковь обладала широчайшей юрисдикцией, сравнимой по масштабам с государственной властью, была законодателем и судьей, контролировала громадные землевладения и даже могла угрожать власти императоров. Неудивительно, что трехчастная модель феодального общества, представлявшая его как аллегорию человеческого организма, уподобляла голове именно духовенство, тогда как феодальное сословие представлялось руками, а трудовой люд ногами.(1)

В обыденном сознании средневековый социум ассоциируется с грязью, эпидемиями, культурным и научным упадком, религиозными гонениями и мракобесием. Церковь обвиняют в создании этого мрачного общества и противодействии всему, что меняло бы его к лучшему. Такое воззрение характерно не только для массового атеистического движения. Даже выдающиеся интеллектуалы придерживались подобных взглядов. Эдуард Гиббон, блестящий историк, чьему перу принадлежит "История упадка и разрушения Римской империи", полагал, что распространение христианства стало одной из причин крушения процветающего античного государства.(2) А из этого логично следовало, что и в дальнейшем упадке Европы можно было обвинять христианскую церковь. Выдающийся философ Бертран Рассел пошел еще дальше, утверждая, что христианская церковь была "противником прогресса и улучшения во всем, что ведет к уменьшению страданий в мире".(3)

Насколько справедливы подобные обвинения? В этом кратком обзоре я постараюсь осветить роль церкви в средневековом обществе с другой, позитивной стороны. Далек от реальности старый стереотип, представляющий Средневековье эпохой упадка всех сфер общественной жизни, а церковь - виновником этого процесса, препятствующим всякому прогрессу. В действительности церковь была для тогдашнего социума узловым институтом, хранящим и развивающим культурные достижения, одним из проводников научного и технического прогресса, и организацией, которая хоть как-то ограничивала политическую нестабильность и высочайший уровень насилия.


Христианство и Темные века

Истоки экономического и культурного упадка Западной Европы, апогей которого приходится на начало Темных веков, брали начало в III веке, когда Римскую империю поразил продолжительный политический и экономический кризис, сопровождавшийся долгими междоусобицами и повстанческими движениями. Одной из причин этого кризиса было резкое ухудшение климата, фатальное для преимущественно сельскохозяйственной экономики. Засухи и резкие перепады температур, которые привели в движение орды варваров и подточили величественное здание Римской империи, продолжались с III по VII века.(4)

Чтобы лучше представлять атмосферу той эпохи, нужно понимать, что и в предшествующий период расцвета цивилизация распространялась по Западной Европе лишь фрагментами. Даже в такой развитой провинции как Галлия в годы расцвета обрабатываемые пространства не занимали и половины нынешней территории.(5) В дальнейшем ситуация во многих областях, подвергшихся двойному удару сурового климата и политических беспорядков, только ухудшилась. Взгляд современного человека, привыкшего к обилию себе подобных, был бы поражен тогдашним безлюдьем - в среднем плотность населения в то время была на порядок меньше современной.


Однако и этих людей не могла прокормить земля, обрабатываемая примитивной агротехникой. Как писал современник крушения Империи епископ Фабий Фульгенций, "в эти злополучные, скудные времена мы не алчем поэтической славы, ибо алчем хлеба насущного". Описания голода, оставшиеся от тогдашних хронистов, рассказывают о крестьянах, которые, если "находили клочок травы, то набрасывались на него с яростью, пытаясь вырвать из земли с корнями; но поскольку сил у них совершенно не было, то они падали на эту самую траву, вытянув руки, и там умирали".(6)

Что же делала церковь в этом хаосе и пустоте, едва освещаемом гаснущими огнями цивилизации? Помимо молитв о спасении душ, она исполняла громадную по значению задачу сохранения античного культурного наследия. Вообще говоря, отношение христиан к римской языческой культуре было сложным. Как писал Ле Гофф, оно колебалось между двумя крайностями - отторжением и восхищением.(7)

О первой крайности мы наслышаны немало. Еще в Римской империи, когда христианство стало государственным культом, власти регулярно устраивали религиозные репрессии против язычников. Страдали и произведения античной культуры. Языческие храмы и статуи, бывшие по мнению тогдашних христиан обителями злых духов, часто разрушались или осквернялись. Доходило до абсурда. В городе Трире рядом с храмом св. Матфея поставили мраморную статую Венеры, и, согласно обычаю, паломники по пути к храму должны были бросать в нее камни. Этот достойный сожаления обычай был упразднен лишь в 1811 году, после чего остатки древней скульптуры отправились в музей.(8)

Признавая эти печальные факты, следует заметить, что куда больший ущерб античным памятником наносили местные строители, которые, желая сэкономить на материалах, растаскивали древние сооружения. Такая судьба постигла одно из чудес античного мира - храм Артемиды Эфесской. Приложил к этому руку и император Константин, взявший 8 (из 127) храмовых колонн для строительства Собора Святой Софии.



Куда чаще вместо разрушения старых памятников их перестраивали для новых нужд. Это помогло им дойти до наших дней в относительной сохранности. По-новому использовали как утварь и драгоценности, так и статуи с культовыми сооружениями. В христианский храм был переделан афинский Парфенон, который впоследствии с той же легкостью стал мусульманским храмом после завоевания Греции Османской империей. Величественное сооружение, пережившее больше тысячи лет и смену двух мировых религий, было разрушено венецианцами уже в XVII веке в ходе войны с турками.

Языческие статуи тоже доходили до нас благодаря тому, что их перепрофилировали под нужды новой религии. Изображения древних богов после переделки превращались в молящихся и святых. В других случаях статуи подвергали процедуре крещения, чтобы изгнать из них злых духов. Для этого нужно было нацарапать на скульптуре крест, после чего она становилась безвредной.(9)

Христианские книжники Темных веков

Были в христианской церкви и те выдающиеся умы, которые донесли до нас произведения античного гения, руководствуясь не столь приземленными соображениями, как экономия строительных материалов и скульптур.


Одной из таких личностей был итальянский государственный деятель и ученый Кассиодор (490-585 годы). Помимо государственной деятельности и написания исторических произведений, он в своем "Наставлении в божественных и светских науках" сохранил традиции преподавания античной риторики и музыки.(10) Кассиодор основал монастырь Виварий, который по мысли создателя должен был превратиться в центр хранения и копирования древних рукописей. В монастыре хранились писания Аристотеля и Платона, Гиппократа и Галена, Птолемея и Пифагора, Варрона и Плиния Старшего. После смерти основателя Виварий пришел в упадок, но эстафету подхватили монахи ордена святого Бенедикта. По всей видимости, они взяли на сохранение и библиотеку Кассиодра, переместив ее в один из крупнейших центров средневековой книжной мудрости - итальянское аббатство Боббио. В нем, как и в аббатстве Монтекассино - месте основания Бенедектинского ордена - собирались и переписывались сотни античных книг, дошедших до нас лишь благодаря прилежному труду монахов.

Говоря о церковных интеллектуалах раннего средневековья, нельзя обойти фигуру Исидора Севильского (560-636 годы). Будучи крупным политическим деятелем - ведь в условиях развала гражданского управления лишь церковь оставалась эффективной иерархической структурой с образованными кадрами - он написал ряд исторических трудов и энциклопедических произведений, в которых использовалось античное наследие. Несмотря на скептическое отношение к языческой культуре, часто проявлявшееся в его книгах, Исиодор собрал внушительную библиотеку древних авторов и даже посвятил ей одно из своих произведений.

Два других церковных деятеля той поры - епископ Григорий Турский (538-594 годы) из Франции и бенедиктинский монах Беда Достопочтенный (672-735 годы) из Англии - создали монументальные исторические описания своих стран. Благодаря "Истории Франков" и "Церковной истории народа Англов" до нас дошли важнейшие сведения о жизни этих стран в Темные века.

Возрождение эпохи Каролингов


К началу VII века в Западной Европе разруха постепенно отступает. Улучшается климат, что приводит к росту населения и подъему сельского хозяйства. Государство франков, образовавшееся в конце V века на стыке северной Франции и Германии, постепенно расширяет влияние. В VIII веке, во время правления Карла Великого, основателя династии Каролингов, франкское королевство объединяет под своей властью Францию, Германию и большую часть Италии, становясь подобием почившей Римской империи. Этот период политического единства и экономического подъема вызывает к жизни культурный ренессанс, получивший название Каролингского возрождения.


Духовенство, единственный класс, для которого образованность была обязательным, хотя и не всегда соблюдавшимся требованием, стало важнейшим двигателем культурного прогресса той эпохи. Важнейшей фигурой каролингского возрождения был выходец из Англии и ближайший соратник Карла Великого Алкуин (735-804 года), богослов, ученый и основатель дворцовой академии в Ахене. Известен он и своими учебниками, прочно вошедшими в курс средневекового образования. Став аббатом монастыря в Сен Туре, он основал крупнейшую в тогдашней Западной Европе школу и скрипторий. Аналогичную роль играли и бенедектинские монастыри Лорш, Сент-Рикье и Корби, где переписывали и хранили множество творений античной мысли. Аббатство Корби известно и как место рождения нового, более удобного типа письма, названного каролингским минискулом. В скрипториях была разработана технология иллюминированных (цветных) рукописей, украшенных миниатюрами на преимущественно библейскую тематику.

Церковное строительство стало формой возрождения и развития каменной архитектуры. С 768 по 814 год в Франкском государстве возвели 27 соборов и 232 монастыря.(11) Эти учреждения становились не только центрами образования, но и опорой центральной власти, обеспечивавшей общественный порядок.

Вообще, сложно переоценить роль церкви в работе государственной машины Каролингов. Канцелярия, состоявшая из лиц духовного звания - а иначе и быть не могло в силу отсутствия образования у большинства представителей иных сословий - занималась разработкой и составлением королевских указов.(12) Епископы, назначавшиеся в города, становились там основными, а то и единственными представителями королевской власти.

Таким образом, в условиях раннего Средневековья на западе Европы церковь стала хранительницей традиций античной эпохи в период упадка. Она дала Европе плеяду выдающихся интеллектуалов, создавших базис для возрождения и развития европейской культуры. Во времена разрушения государственной бюрократии она стала той централизованной иерархической структурой, которая обеспечивала относительный мир и порядок в государстве.

СНОСКИ

  1. Б. Филиппов, А. Ястребицкая, "Европейский мир Х-ХV вв., разд. VII
  2. Автореферат диссертации "Проблема падения Римской империи, Эдуард Гиббон"
  3. Бертран Рассел "Почему я не христианин"
  4. 2500 Years of European Climate Variability and Human Susceptibility
  5. Лебек Стефан, "История Франции", т. I, с 2
  6. Массимо Монтанари, "Голод и изобилие. История питания в Европе", разд. "Время голода"
  7. Ле Гофф, Цивилизация средневекового Запада", гл V
  8. Г.И. Гаев, "Христианство и языческая культура"
  9. Ibidem
  10. Ле Гофф, Цивилизация средневекового Запада", гл V
  11. Стефан Лебек, "История Франции". Том I, разд. "Культура и искусство во славу Бога и империи"
  12. Ibidem, разд "От дворца до сельских округов («паги»): каролингское правительство

история, история христианства, Церковь и общество, наука и религия, наука и вера

Previous post Next post
Up