Автор:
Еремин Михаил Впечатлений после «Рая» Кончаловского масса. С одной стороны, затянуто, монотонно, в какой-то момент даже скучно, с другой - безусловный шедевр, уникальный по глубине смысла и красоте. Такие картины внутренне преображают зрителя в независимости от возраста, пола, ориентации и вероисповедания.
Фильм снят в жанре исповеди, но не той, августиновской, полной самоанализа и философских размышлений. Здесь самая простая исповедь трех героев сначала миллионам зрителей, затем Богу, который в конце выносит весьма предсказуемый вердикт: впускает в Рай женщину, добровольно пошедшую в газовую камеру ради спасения детей. Не своих. Чужих.
Рай предстает в фильме не только как небесная категория, но и как недостижимая земная идея, ради которой гибли люди. Александр Македонский, Наполеон, Гитлер - все они хотели построить Рай на Земле, но разве возможно неземное счастье в грубом материальном мире? Зачем тогда мы живем? Они не знали этого, не задавали себе этих вопросов и вместо Рая превращали Землю в ад.
Безусловно, Кончаловский создал гениальный фильм. Со всех точек зрения: режиссерской, актерской, смысловой, художественной и т.д. Он показал людям как и для чего надо жить не через метафору, а через конкретную историю и через конкретный диалог с Создателем.
Дай Бог каждому вынести какой-то свой индивидуальный смысл из этой картины. То, что написано выше - не единственная интерпретация. У каждого она будет своя. У каждого она должна быть своя.