Психологические директивы. Чего никогда нельзя говорить (и думать) ребенку.

Oct 27, 2012 00:54

Мне на глаза недавно попалась интересная статья психологического свойства. Материал был большой, там много всякого про Фрейда, Берна, кто откуда что взял и вывел - не суть. Там же, внутри статьи была выдержка про директивы, которая меня зацепила и которой я все хотела поделиться. 
Дело в том, что выполнение таких директив в воспитательном процессе может пагубно отразиться на личности ребенка, вплоть до самых страшных личностных изменений, включая тенденцию к суициду. В общем это список того, чего никогда, ни при каких условиях нельзя делать/говорить/думать/показывать ребенку.

К сожалению эти вещи не слишком очевидны, по тому что я в своей жизни встречала несколько. 
Вот по сей день помню, как мы с подружкой Янкой сидели на кухне у нее и пришла Янина мама. Мы занимались какими-то девчачьими делами и пили чай. Слово за слово и тетя Марина сказала:
- Если бы не ты, у меня были бы красивые волосы, ногти и зубы, а то я как тебя родила, так всё у меня полезло и посыпалось...
Тетя Марина не хотела ничего дурного, по крайней мере я так думаю, но осадочек - что называется - остался...

Драйверы - программы, передающиеся от Родительских состояний Я родителей, которые могут содержаться в разных словесных и поведенческих формулировках. Нарушение драйверов приводит к психологическим проблемам.

Директивы - максимально бессознательная форма воспитания, программы, передающиеся от Детских состояний Я родителей к Детским состояниям Я ребенка. Директивы проявляются в болезнях, патологиях и асоциальном поведении.

Если человек нарушает директиву - он получает физический сигнал со стороны своего организма. Если человек нарушает мягкую, гибкую директиву, он краснеет, начинает дрожать, бледнеет, у него кружится голова, - человек получает сигналы, проявляющиеся в вегетативной системе. Можно задавать такой вопрос: "Что человек нарушает, когда краснеет, бледнеет, дрожит?"

Видов директив очень много. Вот лишь некоторые из них (наиболее распространенные):

1. Не живи.

Это самая тяжелая директива. Чаще всего она передается от матери: "Если бы тебя не было, я бы закончила институт и сейчас зарабатывала много денег". Для ребенка это звучит как "Маме будет хорошо, если меня не будет", "Я хороший, когда меня нет".
Эта директива также с лёгкостью передаётся изначально нежеланным детям (механизм довольно прост: первая эмоция "О, нет, я не хочу этого ребенка!" подавляется по ряду причин, вследствие чего действует напрямую на поведение матери, на её эмоции и неконтролируемые реакции).
Это программа самоубийц или убийц (если у человека реактивное образование - основная психологическая защита) в крайних случаях. В более мягких случаях эта директива приводит к уходу от родителей самыми разными способами: от психологического до физического.

2. Не будь собой.

Это программирование на подражание, имитацию кого либо. Ребенок оценивается исходя из того, насколько он похож на кого-либо. Это приводит к сложной самоидентификации. Самый яркий результат работы этой директивы - гомосексуальность. Директива в этом случае звучала как "Не будь своего пола".
"О, ты просто вылитый дедушка!", "Ты точь-в-точь твой отец в детстве!"

3. Не будь ребенком или Не радуйся.

Происходит отрицательное подкрепление тех проявлений, которые кажутся родителям детскими. Такая директива приводит к несоциальным или неприемлемым способам получения радости (алкоголизация, наркомания).

4. Не расти.

Эта директива также очень часто передается от матери и выглядит как "Не покидай меня". Женщины такого типа сценарии обычно полны. От отца к дочери эта директива исходит в виде "Не будь сексуальной".
Вывод, который в этом случае делает ребенок, звучит как "Я буду в порядке (хорошим), пока я маленький".

5. Не делай успехов.

"Я хорош, пока я не лучше родителей". Передается как отца, так и от матери в виде "Мы не пойдем в консерваторию, потому, что это для умников и сухарей" или "Ученые все такие сушеные сухари".

6. Не делай.

Эта директива передается и принимается примерно в три года, когда ребенок пытается все делать сам.
"Ой, не надо мыть посуду - -ты только грязь развезёшь!"
"Не надо, я сама завяжу тебе шнурки -- ты будешь копаться сто лет!"
"Лучше бы ты и не мыла полы -- придётся перемывать за тобой"

7. Не будь первым.

"Я хороший, пока я прежний, не меняюсь"
"Твоя идея -- подавися ею"
"Не высовывайся"

8. Не принадлежи

"Я хороший, пока я ни на кого не похож"
"Все дети с моста прыгнут -- и ты прыгнешь?"
"Ну и что, что все без шапок уже ходят, зато ты -- особенный, ни на кого не похож"

9. Не будь близким или Не люби.

"Я хороший, пока не люблю". Стереотипная вербальная формулировка этой директивы "Любовь делает человека слабым. Если я полюблю и признаюсь в этом - мной обязательно воспользуются / меня высмеют". Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, но для взрослых этот страх не менее актуален.
Детей на такую реакцию очень часто провоцируют так называемым "шантажом любовью": "Если ты меня любишь - съешь ложку каши"; ребенок делает вывод "Мне же хуже, если я люблю - если я полюблю, результатом этого будет манипулирование мною"
Очень часто с такой сильной директивой взрослый становится циничным, пессимистичным, у него появляется страх не только эмоциональной, но и физической близости. Крайний вариант этой директивы - "Не доверяй никому".

10. Не будь здоровым.

Это очень психосоматическая схема. "Я хороший, пока я болею". Очень часто родители проявляют внимание и заботу о своих детях только тогда, когда те болеют. Ребенок делает следующий вывод: "Родители меня любят только тогда, когда я болею". Часто эта директива трансформируется (генерализируется) в директиву "Я хороший. когда я плохой". Тогда человек демонстративен в своих негативных проявлениях.

11. Не думай.

Около 5 лет происходит передача и прием этой директивы, закрепление происходит в школьном возрасте. Часто такие директивы передают доминантные члены семьи. "Я хороший, пока я не думаю". Безумие - это один из выходов в выполнении этой директивы (психическая болезнь, шизофрения).

12. Не чувствуй.

"Ты должен чувствовать то, что чувствую я" или "В такой-то ситуации ты должен чувствовать то-то" - чувствовать положенные чувства. В результате человек теряет себя.

психология и психологи

Previous post Next post
Up