Как вы уже поняли, я решила прочесть максимум материалов по методикам развития и воспитания, потом составить свой план и действовать по нему исчходя из характерных особенностей моего ребенка. Мне это кажется правильным, все-таки мы все разные, несмотря на всю одинаковость.
Про выбор методик и их особенности я уже писала
тут,
тут,
тут и
тут.
Где-то там же касалась и темы книжек. Сейчас пройдусь по ним подробнее:
Это книжки Монтессори и о ее методе. Все они полезны и интересны, но в той или иной степени перекликаются, раскрывая метод.
Если всё читать неохота или нет возможности, то отмечу три, которые считаю основными в системе:
1. Монтессори педагогика и Монтессори терапия (Н.В.Андрущенко)
Раскрывает особенности теории с точки зрения психотерапевта-практика работающего со сложными детьми. Рассказывает зачем, почему и как работать с Монтессори материалами, и в каких случаях они вообще необходимы. Помимо прочего раскрывает особенности нейронауки и рассказывает о сочетании Монтессори-терапии с другими методами. (есть на ozon)
2. Помоги мне это сделать самому (М. Монтессори)
Сама Мария Монтессори раскрывает свой метод и делится наблюдениями о развитии, воспитании и формировании здоровой, самостоятельной личности.
3. Домашняя школа Монтессори (изд. "Карапуз" серия "Книжки - неказки").
Она будет интересна не детям, но родителям или няням, в общем тем людям, которые с детьми занимаются. Это иллюстрированный набор рекомендаций и игр по развитию мелкой и крупной моторики со сказками и присказками. Ребенку эту книжку можно смело давать и читать с ним задания, но если для вашего продвинутого карапуза иллюстрации слишком скучны, то вы получите просто хороший набор игр и занятий для возрастной группы от 2-х до 4-х лет.
Следующая серия - методические материалы и небольшие книжечки по психологии. Это безусловно методички для подготовленных, ну то есть для учителей и воспитателей, для людей, которые обладают хоть какой-то базой знаний по развитию и возрастным группам, но и продвинутым родителям (которыми вы у меня сто процентов являетесь) будет интересно.
1. Книжки "Воспитание и развитие детей "от ... до ..." можно купить вместе с такими же методическими пособиями, чтовместе составляет прекрасную базу для самостоятельных занятий.
Тут и рекомендации по развитию на необходимый возраст и сами материалы для следования этим рекомендациям(картинки, сказки) в методичках.
И хотя продается это все по-отдельности, цена конплекта будет не велика. Методические материалы сделаны из хорошей плотной бумаги, яркие, интересные, используют хорошие классические иллюстрации и приемы обучения известные с незапамятных времен. Короче корманная педагогическая классика по простейшему обучению: цвета, формы, животные...
2. Воз и маленькая тележка чудес... (Н.М. Зубкова)
Очень интересная нижка для любознательных детишек. Конечно она ближе к 3-м годам развития, но это одна из тех немногих методичек, которые вот прямо маст хэв по-моему.
Из содержания: опыты и эксперименты с воздухом и водой (сколько времени можно не дышать; чем пахнет воздух; как проткнуть воздушный шарик без вреда для него...); эксперименты с песком (свойства мокрого песка, своды и тоннели...); опыты и эксперименты с тенью (почему тени перемещаются, чем отличается солнечная сторона от теневой...) и всякая всячина.
Книжка для использования, скорее папами, чем бабушками, ну это если мыслить стереотипно и отдавать мужчинам первенство в вопросах логики и естествознания, а вобще будет интересна всем.
Ну вот простейший из опытов по естествознанию из раздела с опытами про воздух и воду:
"Мы дышим воздухом"
Воздух нам необходим для дыхания. Это значит, что мы его вдхаем и выдыхаем. Возьмите стакан с водой и соломнку для коктейля, и пусть ребенок выдохнет. В стакане появятся пузырьки воздуха.
Просто? Да! Примитивно? Возможно. Но очевидное для нас, не всегда очевидно нашим детям и мы это часто забываем, а такие простые опыты-подсказки легко обучат ребенка азам естествознания.
3 Две книги Лютовой и Мониной. "Шпаргалка для родителей" и "Треннинг общения с ребенком".
Треннинг считаю одной из тех книг, которые необходимо читать, особенно если вы никогда и ничего не читвли по развитию, детской психологии и психиатрии. Там в простой, доступной и краткой форме описано что и как происходит с детьми ранних возрастных групп, какие бывают кризисы и этапы формирования личности. При этом объединены исследования, опыт и деление всех наиболее популярных школ психологии и известных ученых. Так в одной малюсенькой книжечке вы получаете концентрат базовых знаний.
Правда сам треннинг, начинающийся с середины книги, интересен только педагогам или психологам, работающим с группами детей и родителей, преподавателям ДОУ и т.п. но и первые сто страниц стоят того, чтоб быть прочитанными сами по себе.
Вторая книга скорее для общего развития. Дети трудных типов это все-таки медицинский термин, но если вам хочется копнуть глубже, то это сюда.
Кстати если вам кажется, что у вас гиперактивный, нервный или аутичный ребенок, то идите к врачу, по тому что когда кажется, надо креститься, а диагнозы по таким вопросам ставит только квалифицированный специалист! Только специалист! ;-)
Две книжки по развитию речи и чтению.
Первая в картинках и маленьких рассказах учит ребенка читать, формулировать мысли и озвучивать их. Вторая нужна родителю или педагогу, там про то, какие упражнения нужны для развития речи, как нужно преподавать те или иные звуки, изучать буквы и так далее. То есть вторая книга это такое домашнее логопедическое пособие, очень удобное, подробное и полезное.
Болше, на данном этапе, я вам не посоветую ничего. Всё остальное у меня по психологии и психиатрии :-/ Но если вы знаете что-то жуть какое интересное, то кидайтесь ссылками.