Из всех антиутопий самой разумной и реалистичной для меня выглядит Матрица. И не потому, что Киану Ривз четко уклоняется от пуль, а в той линии, где все человечество живет в ими же самими придуманном мире, не имеющем точек соприкосновения с реальностью.
Потому что (внезапно превращаясь в Морфея) это правда, и ты живешь в матрице, да-да, и ты тоже.
С каменного века, как только у человека появилась возможность что-то представлять, человек составляет какое-то представление о мире. И это представление образует речь. Ну то есть - речь вообще, как семантическая система, обслуживает существующее представление о мире, это очень важный факт, который легко промолчать. Далее считается, что речь формирует сознание (о невербальном сознании мы в этом месте старательно не думаем, это вообще другая тема).
Получается интересная самозатягивающаясяподдерживающаяся петля - сформированное некогда представление о реальности во много определяет сам аппарат, которым эту реальность можно сознавать. Ну и - вне представления реальности как бы нет, там темно, пусто, и унылая команда Навуходоносора обедает пластиковой кашей, опасно перекликаясь с Кинда-дзой, но о них в этой саге больше не будет, если не занесет опять.
Я знаю, что все это знают, что это общее место, может, и красивое, но заезженное. Я так долго об этом говорю, чтобы обозначить способ, которым хочу сделать одно рассуждение ниже.
Изнутри, из матрицы, абсолютно очевидно, что если с большой башни уронить маленькую монетку и здоровое чугунное ядро, ядро полетит быстрее, аж ухнет вниз (а монетку потом фиг найдешь). То есть для того чтобы выявить некий факт, необходимо вначале сознательно нарушить представление - или хотя бы допустить, что представление может не соответствовать реальности.
На самом деле не все так страшно, не для каждого представления нужны черные очки, кожаный плащ и два леденца Орбит. Человек в своей жизни регулярно разрушает представления и создает новые; иногда это требует работы, иногда это больно, иногда дорого. Но дуибл.
...и вот теперь я хочу закончить предисловие и перейти к части ду ит и ду то, что дуибл, вроде бы как. Аккуратно, вот тут начинается матрица.
В фейсбучике обсуждается во всю статья "Уступить «манипулятору».
Почему мы не слышим детских просьб". И там много разных занятных точек зрения - и что дети "должны знать свое место", и что "а вот если купить ребенку настольный футбол, то где потом граница?!".
А я, мысленно поправляя черные очки, спрашиваю - а что, дети правда способны манипулировать? Нет, серьезно - они реально на это способны?
Самое красивое и наглядное представление о силе представлений, например, я видела на форумах улитководов. Беспозвоночное, не обладающее даже единым центральным нервным узлом, по словам заводчиков, умеет привязываться, обладает предпочтениями и на особо избранных даже обижалось. Угу. Улитка, оставленная без воды, обиделась и полдня сидела в своей раковине, была у одного человека и такая история. А уж какие они были памятливые!
Возвращаясь к детям. Детей люди воспитывают тем же аппаратом сознания, каким заводят улиток (даже не моют его перед использованием!). И да, кто-то более осознанно смотрит и видит, а кто-то - ну вот как тот товарищ, на которого улитка обиделась.
Продолжая вышивку, снова вернемся на стежок назад. А что такое манипуляция? Определение найти легко, но не так легко приспособить его к реальности. Говоря большое коротко, для того, чтобы сознательно организовать такую ситуацию, в которой человек против своего желания будет вынужден выполнить действия, выгодные тебе, и при этом считать, что либо он сделал это добровольно, либо так сложились звезды и другого выхода не было - это надо уметь.
Сразу хочу отделить - люди часто делают сознательно что-то ради других людей. Например, попу младенцу моют; что младенцу безусловно выгодно, хотя в процессе оно может сделать недовольный вид. Или моют пол, на который младенец два кило муки высыпал. Тем не менее, ни наделать в штаны, ни перевернуть пакет с мукой манипуляций не является (призраков диких народных психологов, шепчущих "младенец так часто пачкается, потому что хочет завладеть вниманием матери!" быстро, ловким мая-гири спихиваем с корабля современности, моем ботинки и гребем дальше).
И еще. Люди лгут. Это нормально. Все лгут. А некоторые еще и фантазируют (на самом деле опять все, но в этом месте мы пока матрицу ковырять не будем). Но, тем не менее, ложь не равна манипуляции, хотя манипуляция обязательно включает в себя ложь (или, как минимум, неискренность, так?).
Ну и снова назад.
Для того чтобы манипулировать, нужно иметь:
- хорошо развитый запас представлений о том, как действуют люди, в том числе о социальных механизмах;
- сильную нервную систему, способность "держать лицо" и действовать вразрез с собственным эмоциональным фоном (потому что когда человек, жаждущий воды, кричит "Воды мне!" - это, товарищи, вообще не манипуляция, такое мы даже обсуждать не будем);
- ну, соответственно, способности к изображению поведения (актерские, говоря грубо);
- умение отключаться от собственной эмпатии и не-сливаться с ситуацией;
- хорошее представление о причинно-следственных связях;
- хорошо развитую способность к контакту;
- и еще кое-что.
Вот теперь маэстро, пожалуйста, барабанную дробь и побольше напряженного ожидания. Про последнее я хочу рассказать в картинках.
Это - простейший тест. Для проведения теста берем испытуемого ласково и рассказываем ему историю. Можно наглядно, с куколками.
Салли взяла яблоко и положила в свою корзинку. Салли ушла. Энн вынула яблоко из корзинки Салли и положила в свою коробку. Салли вернулась.
Где Салли будет искать яблоко?
Для того чтобы уметь манипулировать, нужно обладать способностью в любой социальной ситуации, с любым количеством сложных перекладываний отвественности и прикрывания мотивов, четко и за доли секунды понять, кто здесь Салли где именно он будет искать яблоко. В социальной, горе нам приматам, ситуации!
Оцениваете, какой уровень развития на самом деле для этого нужен?
Мне в поликлинике педиатр старшенького младенчика рассказывала, что 3-х месячный ребенок ночью орет, потому что он мною манипулирует. Старшие родственники рассказывали, что дети быстро приучают родителей к рукам и садятся на шею, прямо до года. Я уже молчу про 3-х леток - им вообще приписываются маккиваелевские комбинации.
Поводом же для всего этого кипеша был ролик, где 4-х летняя девочка собирается уехать из дома в Африку и там умереть, потому что ее никто дома не любит. Ну то есть ад какая страшная и коварная манипуляция родительскими чувствами. И обсуждение идет о том, допустимы ли подобные манипуляции вообще, можно ли их прощать.
Ну вот, тишина в студии. Нео, извини, твоя матрица сейчас будет уничтожена навсегда.
Дети до 4-х лет практически никогда не проходят тест "Салли и Энн".
Из детей 6 лет не проходят его по разным оценкам до 20% детей.
80% аутичных детей не проходят его никогда, даже говорящие, даже став взрослыми, даже будучи высокофункциональными, но это уже тортик поверх вишенки.
То есть все то, что было оценено как "детские манипуляции", на самом деле никогда ими не было. Это были настоящие беды, обиды, и мечты. Просто маленькие, неудачные, не вовремя, и неудобные родителям. Поэтому они стали "манипуляциями" в сознании и памяти. Как обезвоживание улитки для незабвенного товарища стало личной обидой глубоко-глубоко в матрице.
Вот как-то так.