... я дней несколько пребывала слегка не в себе. Я все еще не очень способна к общению, но хочу вытащить какие-то мысли. Иначе оно вообще раствориться где-то внутри и подумать это не выйдет.
Будет несколько очень рваных постов, извините.
Мне в очередной раз жалуются на ребенка, и я не могу понять, ни как реагировать, ни как в принципе действовать вообще. Чего мне сейчас пытаться сделать? Что отвечать ,когда школа спрашивает меня "что делать"?
Ну вот например - было задание по математике, состоящее из двух частей: «номер» и «доделать примеры из классной работы». Яша первое, опознаваемое как «нормальное» задание сделал. А на второе - впал в истерику. В классе он на этом уроке не работал, т.е. сидел и делал ничего. Поэтому лично для него «доделать» означало сделать 45-ти минутную работу в добавок к обычной.
Далее краткий пересказ боевых действий - делать отказался, когда его стали убеждать, тетрадку разорвал. Дальше психолог увела его в свой кабинет, дала другое задание. Яша без возражений сел делать. Математика осталась на дом. Собственно, до меня донесли только фразу "надо доделать задание по математике".
Про «убеждать» - это отдельная история. Оказывается, просто сказать словами, без характерного пропиливания, описания будущего, отсылок к прошлому, метафор и аллегорий - это очень, очень редкий навык в школе. Обычно учительница математики начинает с шутками, то есть «демократично» объяснять, что математика в жизни очень нужна и такой умный мальчик справится с ней легко. Мальчик в ответ говорит, что он ничего не умный, и ему это не надо, и он не справится, и не просто говорит - а либо орет, рыдая и бьясь головой об пол, либо по сто раз монотонно повторяет одну и ту же, часто грубую, часто неприятную фразу. Например - «я не смогу, я самый тупой». По 2-3 минуты подряд. Если кто не знает, как выглядит диалог в норме - это невыносимо много.
И, разумеется, следует «звонок маме». Только не в момент истерики, а несколько дней спустя. И с вопросами - «а что нам делать?» - это первый любимый вопрос, и второй, он звучит похоже, на самом деле он про другое - «а что же нам делать, поймите нас, у нас же есть и другие дети, и мы же не знаем, что он может сделать!».
Ну то есть.
У Яши есть набор форм поведения, в которых он выглядит как… псих придурошный. И никак иначе. Мелкий, злобный, психованный на всю голову. Я говорю очень мягко и преуменьшая. ОЧЕНЬ.
Огрызаться на учителей, биться головой, прятаться в сортире, вообще прятаться, хлопать дверью, ругаться, плевать в одноклассника, который делает ему замечания «ты учителя не слушаешься» и так далее. Школа и рада бы воспринять Яшу, как избалованного засранца которому все можно дома разбаловали, вот он так себя и ведет.
Но есть и другой набор, которым Яша реагирует на замечания.
Яша пишет в сочинении, что лучший подарок, который он мог бы найти - это автомат калашникова. Что его все ненавидят. Что он самый плохой. Что у него нет ничего вообще хорошего в жизни, и нет, даже друга нет, и это не важно, что он когда-то рассказывал - на самом деле собака друга написала Яше в ботинки, вот такая дружба.
И школа бы сделала вывод, что это просто несчастный мальчик из ужасной семьи, которого никто не любит и у которого ужас что с самооценкой.
Но мальчик иногда вдруг ведет себя нормально. Вот приходит - и не рыдает.
…с другой стороны, и поведение учителей тоже иногда меня удивляет. Проблемы с русским и математикой стали понятнее, когда я познакомилась с учителями. Учительница русского - это в ее исполнении я увидела в первый раз этот диалог, когда учительница начинает расписывать возвышенно-педагогическим тоном, как сильно нашему мальчику нужно постараться и заслужить дружбу, а наш мальчик на каждую ее фразу отсутствующим голосом автомата утверждает - «Мне не нужны друзья. Мне никто не нужен. Я умру один». И она каждый раз ужасалась и продолжала воспитательную речь! Раз пять услышала эту механическую пластинку и ни единого раза не повторилась! Вообще ни разу не сбилась на человеческое общение, ни одной фразы без метафоры. Я бы оценила, если бы не офигела. Выдала Яшке универсальную рекомендацию - никогда нельзя спорить, когда тебя ругают. Просто молчи. Если силы - извинись. Но возражать просто бессмысленно!
Я вижу, но словами сказать не могу. При всем при этом Яша - не самая большая проблема в классе. Класс объединили из 2-х маленьких четвертых. Сменилось много учителей (много - это больше 4!). Последняя смена - в декабре (новая учительница математики, с которой у Яши сразу начались проблемы просто гигантского масштаба). Дети не слушаются. Дети массово сидят на уроках в телефонах (о чем я с удивлением узнала на собрании, т.к. до сих пор мне преподносили картинку «все дети сдают телефоны, один только Яша сидит со своим»). Дети снимают друг друга и учителей и выкладывают это все куда не надо. То есть я вижу, что проблема класса ну никак не в одном только Яше. Но Яша - это точка фокусировки для учительких страхов. «Мы не знаем, что он в следующий раз сделает». Мне очень хочется спросить, а знают ли они, что в следующий раз сделает мальчик С., который снимал истерично рыдающую учительницу и выкладывал фотки, но я молчу, потому что вижу - любые мои возражения сделают только хуже.
Жалобы последних недель, по итогам которых мне передают, что готовы переводить Яшу на домашнее обучение и убирать его из классной системы:
- хлопнул дверью так, что другие дети испугались;
- на уроке читал из-под парты учебник и не смог ответить на вопросы по уроку;
- когда мальчик С. (известный тем, что «довел» дежурного педагога до слез и снимал ее на телефон) стал на перемене ругать Яшу, что Яша себя плохо вел, Яша в мальчика плюнул;
- не работал на уроке, не писал конспект;
- когда на математике класс разделили на команды и сказали, что отметки выставят по итогам командной работы, Яша упал на пол и стал биться головой в пол, плача, что он не справится и всех подведет.
Люди. Вот если вспомнить наше, прости господи, школьное детство. Что из этого тянет на ЧП школьного масштаба? Что из этого может быть «педагогический коллектив бессилен и не может работать с таким ребенком»?
…а, главное - с каким? Он избалован? У него дурные привычки? Он устал и перегорел? Он - какой?... Вот черта ли они мне все при этом продолжают петь, что он душевный, понимающий, интеллектуальный?... Это все поведение - это вообще что?! Это так и не девшийся никуда разрыв школьной интеграции, который почему-то не был так ярко виден в 4-ом классе? Это пубертат? Другое слово на п?...
…и да, сесть в удобную такую позу «я плохая мать, все, я сдаюсь, забросайте меня все тапочками» я не могу. У меня там занято, там ребенок засел, засранец, и выходить оттуда не хочет.
Психологу детка показан.
Психолог хороший. Меткий. Но о нем в этой саге больше не будет сказано, пока мы работать толком не начали.