Как тормозить процессор

Oct 19, 2012 14:29

Картинки в словах.

Разнообразим с Яшкой занятия - взяли методичку Загербат, начали загербатить. Простые задания - в руку берем мячик, берем пример слова, мячик перекладываем из руки в руку каждый раз, когда следующая буква - другого вида по типу гласная/согласная (там была немного другая схема, я доработала напильником с учетом Яшиных навыков).
Пример: тракторист
- т (мячик в левой)
- р (не перекладываем)
- а (перекладываем)
- к (перекладываем)
- т (не перекладываем)

В общем, просто.
Но. В этом очень простом упражнении включено несколько простых, но очень разных действий, которые легко, примитивно трогают разные части мозга. Аж по самое межполушарное распределение (слушание - анализ - опознание символа - перевод в другой символ - вспомнить правила игры - отреагировать руками).

На практике.
Первое слово (малина) разбирается вроде бы легко (там все гласные-согласные чередовались).
При этом спина достаточно прямая, голова поднята, глаза смотрят на "учителя", ребенок сам в контакте, ребенок явно присутствует в комнате (не задевает мебель-стены). В общем, вполне живое существо.

(далее переключаемся еще на несколько упражнений из той же серии)

Второе слово (картина) разбирается - и упс! - возникает ошибка. Ребенок попытался переложить шарик там, где не надо. Растерян, ищет ошибку где-то снаружи: смотрит на ладони в недоумении - это что у меня?

(опять переключение)

Разбираем следующее слово (трактор). Ребенок пытается попой нащупать ближайшего взрослого и присесть/стечь на него. Ребенок не передает мячик из ладони, а вынимает из кулака пальцами второй руки. Спина красиво изогнута по вертикали, сам дитя свернут по горизонтали тоже. Голова болтается, положение постоянно меняется с опущенной на запрокинутую. Глаза в нигде, фокуса нет. Контакта тоже нет - "учителя" нет, но на само задание реакция есть. При попытке переложить шарик цепляется локтем за стол - стола в реальности ребенка как-то тут не стояло, то есть дитя в комнате отсутствует. Но это отсутствующее нечеловеческое существо выполняет упражнение без ошибок и достаточно быстро.

Эта разборка человека до состояния мешка лего выполняется менее чем за 10 минут.

(задумчиво помедитировала, нельзя ли использовать данную технику для пыток военнопленных, но вспомнила про женевскую конвенцию и решила применять методику только к любимым деточкам)

Дальше смешнее.
Повторяет вслух таблицу умножения. Сначала последовательно 2х2, 2х3 ... . Потом прошу вот прямо сейчас сказать умножение двойки на нечетные множители.
Правая рука ребенка повисает в воздухе, как у спящего космонавта. Левая отчаянно загибает пальцы и пытается делать сложные жесты - нащупывает нечто. Глаза вытаращены, изо всех сил сфокусированы на чем-то, висящем где-то в метре от носа и чуть вправо (второе нечто, с которым ребенок взаимодействует). Речь тихая, не шепот - просто забыл, что для того, чтобы производить звуки, нужно выдыхать.

После 5 сбивается, берет следующим множителем 9, потом бросает, не закончив, и берет 7, но уже еще медленнее. Паузы большие. Слова выталкиваются мееееедленно и без силы, кроме последнего. Говорит "двааажды.. дев.. девять.. (пауза, выдох, на вдохе захлебывается, на выдохе продолжает громко) - 18! Ура, осознали, что следующего множителя в задаче нет, то есть пока Яшка дышал, успел поискать следующий множитель, успел найти, что его нет, успел обрадоваться, что он правильно сделал задачу.

После этого гоню ребенка ползать по полу и дышать. Ползает прямо с энтузиазмом, и на глазах видно, как:
- находится голова, выравнивается, спина принимает функцию опоры
- возвращаются из космоса и начинают работать руки
- с руками синхронизуются еще и ноги

Ура-ура, у нас снова есть целый ребенок! Каких-то 50 минут на экскурс туда и обратно!

Вот расскажите мне после этого, что делать, когда "ребенка надо подтянуть по русскому языку и окружающему миру - он у нас после диктанта не смог рассказать про круговорот воды в природе".

Требования и реальность научения находятся настолько в разных вселенных, что даже не смешно.
И это не потому, что Яша такой особенный. У Яшки просто все сильнее и ярче. Но области, ответственной за "русскийязыг" в мозгу нет ни у каких, самых нормальных, детей.

P.S.
Родила мечту.
Хочу большую (огромную!) схему навыков и процессов, с условными обозначениями связей и зависимостей между ними. Что бы поверх карты нарисовать облачком область, которая с точки зрения учителя будет входить в "русский язык". Пририсовать к нем симлинками понятия и теорию, которыми ребенок должен оперировать в ходе проявления вот этих навыков, что бы получившееся было "русский язык". И дрессировать получившееся чудовище.

Кстати, по области "математика" я примерно такую карту знаю. Есть чудесный отдельный предмет - ТОНКМ - теоретические основы начального курса математики. Это не совсем то, это просто математическая и логическая основа действий, которые ребенок должен выполнять, без привязки к психическим процессам. Но! для процессов типа дедукция, индукция и т.д. как раз нейропсихологические описания есть, как раз в детской психологии их много. И "по математике" карту собрать можно. Но - от "задач предмета математики".

Я хочу наоборот, карту психических процессов, когнитивных процессов и навыков вообще, и в ней выделить области "предметной программы начальной школы". Цветную, ламинированную, что бы на ней маркерами рисовать. И флажки втыкать.

Дедушка Мороз, как тебе такой запрос к новому году?

P.P.S.
Надо снимать занятия на камеру.
И сдавать в поликлинику на опыты.
Ибо пропадает, аж жалко.

И потом - мне же самой захочется сравнить, как оно выглядит со стороны, время спустя.

Яша, школа, шаманское, как_это_все_работает

Previous post Next post
Up