Школа и гуманитарное образование - 2

Apr 23, 2010 03:52

Есть еще один аспект деятельности человека, очень важный, о котором также часто забывают. Точнее, и не думают.



Взаимодействие с миром вокруг нас, настоящим, осязаемым миром, который каждый день используем в сотне мелочей, но о котором никогда не думаем, пока... Пока однажды не станет плохо. Температура, слабость, жар, похмелье, или грипп и тебе семь лет - что угодно. И ты лежишь в углу, и стены комнаты дышат вокруг тебя, и складка штор смотрит на тебя угрожающе.

Или разбилась старая любимая чашка. И ни одна новая не ложиться в руку, как та - и нарушен ритуал, и мелочи, но не хватает.

Или рубашка. Новая, еще пахнет как "не одевай сейчас, отложи до праздника". И надеваешь - и ... не то. Не подходит какая-то ерунда, не можешь понять, что - но деньги потрачены зря, радости никакой, рубашка неправильная.

Предметы, тысячи предметов живут вместе с человеком, заполняют его жизненное пространство, фокусируют на себе эмоции, вбирают в себя значения, подменяют собою символы, и молчат. Не отвечают, не реагируют. Остаются в руках мертвыми предметами.

Можно, разумеется, разумом объяснить себе, что там, в углу, просто штора. Нет там чего-то не такого. Тем же самым разумом объяснить себе, что чашка - это мелочь. Привыкну к новой. И к рубашке. И вообще, это все мелочи, от них нужно уметь абстрагироваться.

Прекрасное, чудесное слово! И такое абстрактное. И ты живешь дальше, разумный, абстрагированный от реальных предметов, окружающих тебя. А они бунтуют - ломаются, мнутся, рвутся и гнутся, попадаются ночью под ноги -

- потому что
- в виртуальный мир твоего абстрактного восприятия
не встроены материальные предметы.Простые вещи. Примитивные до смешного - они для тебя чужие, как Красная Шапочка - в третьем ряду тетриса.

Лекарство от этого, безусловно, есть. Простое, как все, что уже создано человеческой культурой. Для того чтобы выстроить отношения с миром предметов - нужно их делать. Предметы. Руками. Из себя, из своих абстрактных идей. Творить. Дать им выразить тебя. Они не будут молчать, если ты вложишь в них хотя бы звук "А". Вы, например, помните тактильно, какие у вас обои в прихожей? А ведь вы видите их каждый день. Каково же нормальному животному жить в этой виртуальной клетке, состоящей из одних только видимостей?

Не обязательно высекать из мрамора "Давида", но нужно, обязательно нужно знать на ощупь холод мрамора и пластичность глины. Опыт манипулирования. Осознание того, на что способна материя - каким может быть дерево, что меняет цвет блюдца, какой пластикой обладает ткань. Это - необходимое знание, без него тупеет и шизеет животное, из которого человек сделан.

Все, что угодно: составление бусиков, выжигание, склеивание и раскрашивание моделей (пардон, модел-крафтинг!), пэчворк, вязание, шкряб-букинг - способы весело, приятно наладить отношения между маленьким внутри себя, который по-настоящему, до дрожи, боится теней, и теми самыми шторами.

Прикладные искусства, декоративное творчество и тому подобные словосочетания содержат в себе еще один важный штрих. Неважно, каким получается результат творения - ценен акт.

А теперь давайте посмотрим, что происходит с этим в школе. Как именно человек в пору своего становления учится творить предметный мир. Да-да, я имею в виду сатиновые трусы и ручку для молотка.

В современной программе для младших школьников есть ИЗО (об этом потом еще, отдельно) и есть чудный предмет под названием "Обучение технологии". Если бы рассматривать этот второй предмет по его названию, и считать, что на этих уроках детей знакомят с какой-то конкретной технологией и затем дают возможность как-то проявить себя, поработать в этой новой манере самостоятельно - это было бы прекрасно. Увы, на деле мы имеем слегка продвинутый вариант "лепим грибочек из колбаски". Все дети, как один, делают нечто абсолютно одинаковое, чаще занудное, обычно бесполезное, по заданному учителем (и кабы учителем - учебником) шаблону.

При этом, например, мой сташий сын умеет держать ножницы и иглу только потому, что это я его научила. А я знаю, что, например, при вырезании круглых деталей надо не руку заворачивать в крендель, а плавно поворачивать лист бумаги - только потому, что у меня как раз были настоящие уроки декоративного искусства, и то случайно (и кааак я с ними воевала... но это потом). Дети в четвертном классе практически так же косоруки и наивны, как и в первом. Нам сейчас готовят "выпускной пакет" из начальной школы, где собирают поделки детей за все время обучения - минимальность прогресса удручает. Я-то думала, это у моего наследственное ягодичное предлежание рук. Да он практически звезда! - на общем фоне.

И самое жуткое - все эти страшненькие, шаблонные работы детей еще и оцениваются. Но в условиях отсутствия даже тени творчества - только по качеству исполнения, которое у них как раз и отсутствует. Или думаете, дети не видят, что "прихватками", которые они героически шили три раза по 25 минут (а где-то столько и остается на собственно работу после всей организационной фигни на уроке) - то есть три недели (!) - невозможно пользоваться?! Дети, вообще-то, не идиоты, в отличие от взрослых. Тем не менее, оценка за сатиновые трусы стоит. Девочка эти трусы даже на куклу не наденет никогда - а оценка положительная. Изготовление предмета окончательно закрепляется в каких-то странных рамках, не соотносимых с настоящими трусами.

Вынырнуть из неловкости, разобщенности с предметным миром, девиртуализировать его человеку в школе не получается. А вот наоборот - убедиться, насколько тебе этот мир неподвластен - легко.

Человеку, что бы жить в мире, необходима свобода предметной манипуляции. И чем меньше человек, чем больше ему предстоит осваивать - тем большая свобода в предметном мире ему нужна.

Ребенку надо каждый день иметь возможность что-то сделать, и делать это свободно, обязательно безоценочно и для себя. Единственная "технология", которую мой сын действительно освоил за 4 года в школе - картонные кошельки. Потому что его можно как-то применить и можно сложить в него свои свои штуки, а значит - он существует.
Современная школа не ставит себе задачу дать человеку жить и расти, её цель - впихнуть ребенка в максимально "правильный" ВУЗ. И свобода (в прямом смысле) манипуляций в школу не укладывается никак.

К тому же часто в анамнезе есть умные и не отягощенные "гуманитарными глупостями" родители, которые не видят в этом никакой проблемы. И, выбирая кружки для чада-подростка, между английским, информатикой, спортом и музыкальной школой - кто поставит какой-то там дурацкий кружок поделок из природных материалов?

И человек теряет мир, который мог бы быть ему помощником. То, что могло стать домом - навсегда остается чертежом из виртуальных углов, в которых иногда шевелят пугающие тени.

крах гуманитарного образования

Previous post Next post
Up