Была ли в 1918-1945 гг. вообще распространена такая «картинная» казнь, как расстрел «у стенки» (не считая концентрационных лагерей и «военных» расстрелов)? Как казнили приговорённых к смерти в ВЧК/НКВД и гестапо? Известна ли технология подобной казни?
Расстрел пленных офицеров Белой Гвардии. Петроград, 1918 г. Современная реконструкция
***
Здесь надо отметить, что относительно ц.Воскресения Христова период, в который у её северного фасада теоретически могли происходить массовые казни (казни эпизодические вряд ли могли настолько сильно сколоть плиту гранитного прикладка), весьма невелик. В 1921 г. церква работала по своему прямому назначению (она была закрыта лишь 7 января 1930 г. и впоследствии переделана в общежитие), с 1922 г. по январь 1930 г. функционировала как «обновленческая», никаких свидетельств её настоятелей и прихожан о подобных эксцессах, для церквы совершенно катастрофических, ибо хоть предполагаемые убийства происходили не в самой церкве, но непосредственно у её стен, да ещё и в алтарной части, мне найти не удалось (что не значит, конечно, что их не существует). Трудно представить, что казни могли совершаться и после 1930 г. - ВЧК/ГПУ/НКВД действительно порой вели себя весьма эксцентрично, но не под окнами рабочего общежития постоянно расстреливать же?! Таким образом, наиболее вероятным остаётся лишь период «красного террора» 1918-1922 гг. - в это время на территории Петрограда действительно отмечены множественные случаи единичных и групповых расстрелов, как по приговору, так и в качестве самосуда. Дм.Шерих в своей книге «Город у эшафота.За что и как казнили в Петербурге» (сразу оговорюсь, что не поднимаю здесь вопрос о компетентности журналиста Шериха как историка) приводит несколько примеров публичных казней и расправ 1918 г., происходивших непосредственно на улицах и в публичных местах:
- убийство в палатах Мариинской больницы бывших министров Временного правительства Ф.Ф.Кокошкина и А.И.Шингарева 7(20) января 1918 г. (застрелены в койках, типичный самосуд)
- расстрел на месте шестерых зачинщиков разграбления ювелирного магазина на Суворовском пр. 23 февраля 1918 г. (без суда, но за очевидное преступление и при полном одобрении публики)
- расстрел авантюристов «князя» Далматова и Франциски Бритт 26 февраля 1918 г. (первая казнь через расстреляние «по приговору». Бритт умерла в больнице, т.к. была лишь смертельно ранена)
Обстоятельства проведения этого расстрела неизвестны, однако можно предположить, что произведен он был в помещениях ВЧК на Гороховой улице, 2. После этого тела были обычным порядком препровождены в городскую мертвецкую. Дм.Шерих «Город у эшафота.За что и как казнили в Петербурге»
Дом губернских присутственных мест (дом Фитингофа) на Гороховой ул., 2, в котором в 1918-1920 гг. находилась Петроградская ЧК (ПетроЧеКа). Современное состояние
Эту мертвецкую (предположительно, речь идёт о «пироговском» морге Обуховской больницы при здании ВМА, Загородный пр., дом №47, в который свозили подобранных на улицах мертвецов и «криминальные» трупы) тогда же в качестве журналиста посетил Исаак Бабель, засвидетельствовав:
Я хожу и читаю о расстрелах, о том, как город наш провел еще одну свою ночь. Я иду туда, где каждое утро подводят итоги. В часовне, что при мертвецкой, идет панихида. Отпевают солдата. Вокруг три родственника. Мастеровые, одна женщина. Мелкие лица. Батюшка молится худо, без благолепия и скорби. Родственники чувствуют это. Они смотрят на священника тупо, выпучив глаза. Я заговариваю со сторожем. - Этого хоть похоронят, - говорит он. - А то вон у нас лежат штук тридцать, по три недели лежат, каждый день сваливают. Каждый день привозят в мертвецкую тела расстрелянных и убитых. Привозят на дровнях, сваливают у ворот и уезжают. Раньше опрашивали - кто убит, когда, кем. Теперь бросили. Пишут на листочке - «неизвестного звания мужчина» и относят в морг. Привозят красноармейцы, милиционеры, всякие люди. Эти визиты - утренние и ночью - длятся год без перерыва, без передышки. В последнее время количество трупов повысилось до крайности. Если кто, от нечего делать, задает вопрос - милиционеры отвечают: «убит при грабеже». И.Бабель «Битые», газ.«Новая жизнь», 1918 г.
Современный вид сада ВМА, где предположительно находилась описываемая И.Бабелем мертвецкая. Упоминаемая в тексте часовня, скорее всего, была «приписана» к ц. Во имя св.апостолов Петра и Павла женской Обуховской б-цы, расположенной в угловой ротонде здания на Загородном пр., 47
- скандальный расстрел спекулянта Марка Аптера в ночь на 5 марта 1918 г., Петроградская сторона (приговорён к расстрелу за попытку дачи взятки следственным органам, казнь впоследствии объявлена незаконной и переквалифицирована ... в убийство. Впрочем, дело замяли)
Казнь М.Аптера впервые позволяет оценить сам способ умерщвления осуждённого:
О том, какой была самовольная экзекуция над спекулянтом, свидетельствуют документы: на теле были обнаружены «резаные раны: одна в живот в область паха с выпадением кишок, а другая в правую руку, остальные огнестрельные: две в спину, в правую сторону, в лопатку и ниже, и одна в затылок с направлением сверху вниз».
Т.е. стреляли в спину и контрольным добивающим - в затылок, причём сверху вниз (уже лежащего?).
- расстрел студентов бр.Генглез, Благовещенского, Ильина и Штробиндера (6 чел.) (самосуд, дело пытались расследовать, но замяли, как и дело Аптера)
Случай интересен тем, что расстрел происходил на территории хоздвора Александро-Невской лавры, у хлебных амбаров, в непосредственной близости к кладбищу, куда жертв привезли на грузовике, однако тела затем были доставлены в ту же городскую мертвецкую.
- и, наконец, массовый террор августа-сентября 1918 г. (покушение Каплан, убийство М.Урицкого) - более 500 расстрелянных в одну неделю (установить точное число казнённых за весь период невозможно - вся документация спутана)
Парадная «дома Фитингофа», в которой 30 августа 1918 г. эсером Л.Канегиссером был застрелен председатель ПетроЧеКа М.Урицкий. Это положило начало «красному террору» в Петрограде
Казни в этом случае происходили, по свидетельству очевидцев, на баржах в Кронштадте, в кронштадских фортах, а также в уже известных «кровавых подвалах» Лубянкиздания ВЧК на Гороховой,2 («дом Фитингофа»):
«Арестованных вывели на пристань, у которой уже стояла приготовленная баржа и буксирный пароход. Погрузили всех на баржу, и буксир потащил ее не назад в Неву, а взял направление на Кронштадт. Баржа скорее скрылась в тумане, и тут же послышался треск пулемета. Оказалось, что всех бывших на барже и спрятанных в трюме ее, а всего около 500 человек, набранных по разным тюрьмам г. Петрограда, расстреляли, а баржу с расстрелянными потопили между Кронштадтом и Дерябинской тюрьмой. Так большевики отомстили за смерть своего товарища Урицкого, о чем нам давал пояснения в тот же день тюремный комиссар» свидетельство В.Г.Оржеховского, приводится по Дм.Шерих «Город у эшафота.За что и как казнили в Петербурге»
«Сто тридцать три человека было расстреляно в первую ночь после похорон Урицкого. Из Кронштадтской тюрьмы на барже они были перевезены на один из номерных фортов. Как-то случайно, бродя по Меншиковскому форту, мы обратили внимание в одном из коридоров на свежеположенные плиты, на белый проведенный известью на стене крест и на кучу окровавленных тряпок. Еще одно ужасное место» свидетельство А.А.Гефтера, приводится по Дм.Шерих «Город у эшафота.За что и как казнили в Петербурге»
Современный вид батареи «Князь Меншиков» (Меншиковский форт). До наших дней дожили лишь два яруса из четырёх
Внутренние помещения батареи. Предположительно, здесь могли происходить упоминаемые А.А.Гефтером расстрелы
Следы артобстрелов и бомбёжек 1941-1944 гг. на гранитной облицовке бастиона. Хорошо заметны отличия поверхности «расщеплённого» гранита от сглаженных поверхностей сколов ц.Воскресения Христова на Смоленском православном кладбище
По свидетельству Ю.М.Зубелевич (Даши Кронштадской), летом 1919 г., в ходе подавления мятежей на фортах «Серая Лошадь» и «Красная Горка», расстрелы производились также на форте «Генерал-адьютант Обручев» («Красноармейский»). (приводится по Дм.Шерих «Город у эшафота.За что и как казнили в Петербурге»).
Форт «Генерал-адьютант Обручев» («Красноармейский»). Современное состояние
Только с августовско-сентябрьского террора 1918 г. тела казнённых начинают «исчезать», а место и обстоятельства казни стараются всячески скрыть. Именно в это время, с осени 1918 г., начинается использование пригородных полигонов и пустошей для проведения расстрелов с последующим захоронением тел; в городской легендариум входят такие названия как Ковалёвский лес - в километре от Рябовского шоссе, у зданий бывш.порохового погреба Ржевского артиллерийского полигона, происходили массовые казни.
Руины порохового погреба, Ковалёвский лес. На переднем плане - памятный крест Н.Н.Гумилёва, по преданию, расстрелянного здесь в августе 1921 г.
...описываемой источниками территории «артиллерийского полигона на Ириновской железной дороге» в наибольшей степени соответствует пустынный лесной участок Ржевского артиллерийского полигона, прилегающий к Рябовскому шоссе между бывшими станциями Ковалеве и Приютино. Этот лес представляется тем более вероятным местом проведения казней, что он не только отделен от внешнего мира охраняемой внешней границей полигона, но и от самой территории полигона изолирован долиной реки Лубьи.
Пустынность и изолированность этого леса в свое время привлекла внимание руководства полигона, и в центре участка примерно в 300 метрах от Рябовского шоссе близ берега Лубьи был построен обвалованный двухэтажный кирпичный пороховой погреб с караульным помещением и с подъездной дорогой. Исходя из имеющихся описаний процедуры проведения расстрелов, можно достаточно обоснованно предположить наличие в районе проведения казней какого-то центрального стационарного помещения (для хранения инвентаря, складирования снятой одежды и возможного использования в качестве накопителя для временного размещения осужденных), а также подъездной дороги, ведущей в глубь расстрельной территории. Всему этому идеально отвечает по месторасположению как сам уединенный пороховой погреб, так и караульное помещение перед ним.
Помимо Ржевского полигона и кронштадских фортов активно использовались также «традиционные» «расстрельные площадки» в Петропавловской крепости (о расстрельных ямах Петропавловки следует говорить особо, в связи с тем, что раскопки в них позволяют реконструировать технологии умерщвления) и у пирса в Лисьем Носу - последний использовался в качестве места расстрела приговорённых к смертной казни ещё в царские времена.
План пристани и посёлка Лисий Нос, 1906 г. Казни происходили в непосредственной близости от пристани
Пирс в Лисьем Носу - традиционное место казней. Современное состояние
Ни одного случая использования для массовых казней (кроме легендарной истории «заживо похороненных» на Смоленском кладбище петроградских священников) территории городских и пригородных кладбищ мне не известно (что опять-таки не значит, что этого не было и не могло быть). Думаю, что и история «40 василеостровских мучеников» сыграла свою роль в присвоении загадочным следам на стенах ц.Воскресения Христова значения «следов массовых казней» - очень уж созвучна. Раз могли похоронить заживо, да на кладбище, то и расстреливать там же - пара пустяков! Но исследования городских легенд и архивов не дают оснований полагать, что расстрелы на кладбищах, тем более, непосредственно у стен кладбищенских церквей, вообще когда-либо имели место.