Мунк: отношение к живописи

Jul 01, 2016 01:00



Эдвард Мунк как-то написал:
"Я не боюсь фотографии, если ее нельзя использовать ни в раю, ни в аду. Нужно прекратить писать вяжущих женщин и читающих мужчин. Я буду писать людей дышащих, чувствующих, любящих и страдающих. Люди должны проникаться святостью этого и снимать перед картинами шляпы, как в церкви".

Выше - одна из известнейших работ художника - "Больная девочка" (1885-1886). Это полотно вызвало ярое неприятие после первой выставки в Христиании в 1886 году. Скандал, главным образом в художественных кругах, вызвало то, как художник посмел послать на выставку работу, передний план которой казался незавершенным наброском. Но для Мунка, видно, не это было главным. Многие его работы имеют вид эскизов.

Здесь хотелось бы привести несколько эпизодов, отражающих и отношение художника к картинам. Они взяты из книги Рольфа Стенерсена о художнике.

"Все дома Мунка - в Осгорстранде, Рамме и Экелю - были заполнены холстами и картинами. Вряд ли какой-либо другой великий художник с таким рвением собирал свои собственные картины. Мунк очень неохотно продавал картину, которую любил, и еще более неохотно, которая ему не нравилась. Если он ради денег продавал картину, которую считал хорошей, он часто не находил себе покоя, пока не создавал картину заново. Он хотел наиболее значительные картины иметь в своем собственном собрании.
- У меня нет других детей, кроме моих картин. Они должны быть около меня, чтобы я был в состоянии работать. Только глядя на свои картины, я начинаю работать. Вдали от моих детей я могу самое большее делать наброски. Когда отправляю их на большие выставки, я теряю покой и становлюсь глупым читателем газет. Я не могу не читать того, что пишут о моих картинах. Хотя и знаю, что это опасно. В особенности опасно, когда тебя хвалят. Я знаю, что мне нужно продолжать работать, а похвалы действуют парализующе".



Ночь в Сен-Клу. 1890

"Все силы, все способности. Мунк отдавал одному - живописи. Поверь он, что будет писать лучше, если ежедневно будет стоять на руках, он бы делал и это. Он создавал не прекрасные произведения, не изысканные рисунки, не картины, похожие на действительность.
Его картины - отражения состояния его духа".



Волны. 1921

"Как художник Мунк был прежде всего великим искателем. Он пробовал все, даже обрызгивание холста красками. Проработав долгое время над картиной, он мог сказать:
- Берегись, а то я тебя, обрызгаю.
Хуже этого было только одно наказание. Если он был недоволен картиной, он на недели выставлял ее на солнце и дождь. Называл это «лошадиным лечением». Таким образом получалась новая игра красок, что вызывало в нем желание продолжать работать.
- Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи, дожде. Получается лучшая гармония красок".



"Недовольство готовыми картинами было, несомненно, одной из причин того, что он часто их переделывал. Некоторые из них, например, «Мать-Землю», одну из главных картин в актовом зале университета, он переделывал двадцать раз.
Однажды я предложил ему две тысячи крон за эскиз, стоявший у него в Экелю.
- Хорошая цена за несколько штрихов, но я не могу продать. Я должен продолжать работать над ними. Опасно продавать эскизы. Не следует сдаваться слишком рано".



История

"Мунк часто очень небрежно обращался со своими картинами. Случалось, ходил по ним, когда они лежали на полу.
- Хорошая картина может многое вынести. Только плохие картины обязательно должны быть целыми и вставлены в тяжелые дорогие рамы".

"Один бергенский судовладелец заказал портрет дочери.
Мунк написал ее, но судовладелец не захотел брать портрет.
- Она выглядит ужасно, - сказал он.
- Да, - ответил Мунк. - Она и некрасивая и злая. Но разве картина не хороша?"



Солнце. 1909-1911

Продолжение следует.

искусство, Мунк, живопись

Previous post Next post
Up