В своей
прошлой записи о художнике Ороско я рассказал о части его работ в США - в Помона-колледже и Школе социальных исследований. Закончил я, упомянув, что нападки на росписи и возникший резонанс привели к новому заказу.
В 1932 году Ороско пригласили в Дартмутский колледж - одно из старейших и богатейших учебных заведений в штатах. Там он читал лекции о фресковой живописи, показывал как реально создается фреска - в качестве такого примера он написал небольшую фреску "Освобождение". Фреска очень понравилась, и когда художник предложил расписать библиотеку колледжа, это было встречено с одобрением. Вообще это учебное заведение сильно отличалось от многих других своей демократичностью.
Итак, Ороско получил 270 кв. м стен и профессорский оклад на время работы. И даже ещё оплату трехмесячной поездки по Европе для подготовки к работе. Ороско задумал целый фресковый цикл, в образах и символах описывающий историю деятельности человека на американском континенте. В нем две части - древнеиндейская Америка и новая цивилизация, возникшая с приходом испанцев.
Индейская часть начинается с картины миграции монголоидов и начала освоения западного полушария.
Отсюда взгляд, следуя динамике фигур устремляется вправо и замирает на страшной картине жертвоприношения богу войны Уицилопочтли. На картине нет живых лиц - одни маски, почти автоматически совершающие ритуальное убийство.
Дальше показаны ацтекские воины, рыцари Орла и Ягуара.
А за ними триптих, открывающийся фреской "Прибытие Кецалкоатля". Надо сказать о важности здесь фигуры Кецалкоатля. Кецалкоатль занимает в древнеиндейском пантеоне место владыки богов. Однако он ближе не к образу Зевса, а к образу Прометея. И потому так важен для Ороско.
Кецалкоатль у индейцев считается учителем людей; он дал им знание, вывел из дикости и отвратил от богов зла: их образы длинной вереницей проходят за его спиной. Потом фреска "Золотой век", в котором люди как бы жили по установлениям этого учителя, развиваясь в труде и искусстве.
Но жрецы смогли вновь навязать людям жестоких богов и жертвоприношения. И тогда Кецалкоатль покидает их, уплывая на плоту из змей и обещая вернуться через пять столетий.
Его рука как бы указывает на это время, на обещанное возмездие. И вот мы видим пришествие испанцев, мощную, величественную и холодную фигуру Кортеса.
И видим пирамиду из трупов людей. Являлось ли это возвращением Кецалкоатля - доброго бога? Сложно сказать. Но это история - не приукрашенная, а реальная.
Дальше фреска "Машина", как воплощение того, что главным образом принес западный человек индейскому континенту.
Машина органично переходит в такое же выстроенное подобно машинному циклу и зарегулированное общество англоязычной Америки. Люди здесь подобны истуканам, с одинаковыми позами и лицами.
Но потом мы видим Латинскую Америку. Там совсем другое - там кипит борьба. И есть жизнь! Центр этой борьбы - образ революционера.
И снова очень впечатляющая фреска. Скелет, корчящийся в родовых муках на массе книг. Роды принимает скелет в мантии. Мертворожденное дитя-скелет уже в академической шапочке.
Эта композиция в духе калаверы, как представляется, символизирует науку, когда она лишена гуманизма, когда она не служит цели восхождения человека, а только воспроизводит сама себя. Тогда она мертва и может породить только мертвое.
Дальше - карикатурная сцена "Могила неизвестного солдата", отражающая горькую для Ороско и не раз пережитую Мексикой ситуацию, когда революцию оседлывают политиканы и она она не получает подлинного развития, вся уходя в бравурные речи и звуки, монументы и прочее.
Закрывает цикл мощнейший образ Христа, разрушающего свой крест.
Мне представляется, что это как новое пришествие Христа - борца и революционера, который разрушает старый мир насилия и призывает открыть новую страницу истории.
В Америке приступавшего к работе над этим циклом Ороско как-то спросили, на что он рассчитывает, создавая свои фрески. Художник ответил: "Быть может, они помешают студентам в будущем топить в море сахар. Всё здесь такое сладкое".
P.S. Все росписи в интерьере библиотеки можно увидеть
здесь: хорошая крутилочка. Кстати, тут есть и картины, которые я не привел - будут в качестве дополнительного сюрприза.
В сообщениии использовались материалы книги А. Костеневича "Х.К. Ороско".