Горячее небо холодной войны: история столкновений в воздухе СССР и США

Oct 16, 2015 00:07

Оригинал взят у kaverdon в Горячее небо холодной войны: история столкновений в воздухе СССР и США
С 1950-го по 1983 год летчики СССР и США с их союзниками применяли оружие друг против друга около 40 раз. Назвать точную цифру невозможно, поскольку данные о некоторых эпизодах исходили лишь от одной из сторон, а другая информацию не подтверждала.
Без учета боевых потерь в ходе корейской, вьетнамской и ближневосточных войн, лишь в результате различных "недоразумений", Запад за это время потерял 27 самолетов и вертолетов и 139 военнослужащих, а СССР - всего шесть машин.



На снимке: американский истребитель F-4 "Фантом" и советский бомбардировщик ТУ-95

Не считая гибели южнокорейского "Боинга" в 1983 году, самым крупным по числу жертв - 17 человек - был инцидент 2 сентября 1958 года, когда четыре советских истребителя МиГ-17 атаковали и сбили американский разведывательный самолет "Геркулес". Он упал в Армении. Останки погибших были возвращены Ереваном спустя 40 лет.
По оценкам военных историков, дисбаланс объясняется как большей жесткостью и несдержанностью Москвы, так и тем обстоятельством, что именно СССР был практически со всех сторон окружен американскими базами, а не наоборот.



на фото: МиГ-17, первым из серийных истребителей допускал достижение скорости звука, но для боевых полётов считался околозвуковым.


Во многих случаях советские политики и генералы вели себя непредсказуемо: закрывали глаза на незначительные вольности другой стороны, а в какой-то момент по причинам, известным только им, вдруг решали положить этому конец и без предупреждения приказывали своим летчикам стрелять на поражение.

Особенно ярко это проявилось в районе границы между двумя Германиями в 1960-1964 годах.

Прежде она де-факто рассматривалась не как государственная, а как разграничительная линия между оккупационными зонами бывших союзников.



На снимке - герой публикации И.И. Пстыго

После возведения Берлинской стены советские ВВС устроили настоящую охоту на американские и британские самолеты, допустившие малейшее нарушение, причем, как вспоминал бывший командующий 16-й воздушной армией Иван Пстыго, ставилась задача не вытеснить их из своего воздушного пространства или принудить к посадке, а "наказать виновника во что бы то ни стало".

"В счет будущей войны"



(На фото: "Мустанг", проходивший испытания в СССР. Затем был направлен в одну из частей как учебная машина. По воспоминаниям советских летчиков-испытателей: "Впечатление от американских истребителей было резко отрицательным. Хотя машина и отличалась высокой скоростью, но была тяжела, как утюг".)

Еще не закончилась война, а 18 марта 1945 года американские истребители "Мустанг" в районе Кюстрина по ошибке вступили в бой с советскими истребителями "Як-3" и сбили шесть самолетов. Двое пилотов погибли, один был ранен.

В свою очередь, советский ас Иван Кожедуб 17 апреля, также по недоразумению, сбил два "Мустанга".

Пилоты всех воюющих стран скрупулезно вели счет воздушным победам, но "Мустанги" Кожедубу, естественно, не зачли. Командир авиакорпуса генерал-лейтенант Евгений Савицкий сказал: "Никому не рассказывай. Эти победы - в счет будущей войны".

Первые выстрелы

После того, как советские и американские войска в начале сентября 1945 года вступили в Корею, американские самолеты первое время свободно летали над советской зоной, направляясь в Маньчжурию за своими бывшими пленными. Но уже через два месяца прибывшая из Москвы комиссия потребовала "навести порядок".

Очередная "воздушная крепость" Б-29 была перехвачена четверкой советских истребителей, которые стали заводить ее на посадку.



На фото: Бомбардировщик B-29 в полете. Предположительно 1945 г.

Сначала экипаж отказывался подчиниться, но когда истребитель очередью поджег один из двигателей, им пришлось приземлиться на советском аэродроме.Летчиков отправили на родину, но самолет не отдали, а отправили в Москву для изучения.
Когда советские офицеры поинтересовались у американского командира, почему он не открыл ответный огонь, тот искренне изумился: "Как, стрелять по русским?".

Драма над Балтикой

8 апреля 1950 года советские истребители сбили в районе Лиепаи самолет ВМФ США PB4Y-2 "Приватир". Машина упала в море, все 10 членов экипажа погибли.



На фото: PB4Y-2 "Приватир", дальний тяжелый бомбардировщик.

Случай имел сильный резонанс, как из-за беспрецедентного на тот момент количества жертв, так и потому, что "Приватир", по словам хозяев, выполнял законную патрульную миссию над нейтральными водами Балтики.

Советская сторона утверждала, что это был не "Приватир", а "летающая крепость" Б-29, что самолет получил фатальные повреждения над Латвией и якобы первым открыл огонь по приближавшимся истребителям.

По имеющимся данным, ноты, которыми обменялись Москва и Вашингтон, редактировали лично Иосиф Сталин и Гарри Трумэн.

Удар по аэродрому

8 октября 1950 года два американских истребителя-бомбардировщика F-80 "Шутинг стар" во время боевого вылета против наземных
целей в Северной Корее отклонились от курса и по ошибке атаковали аэродром "Сухая речка" под Владивостоком, повредив восемь стоявших на земле советских истребителей американского производства "Кинг кобра".



На фото: Lockheed P-80 Shooting Star. Как и многие самолеты своего времени обладал необычным внешним видом.

США принесли официальные извинения, командир авиагруппы был переведен с понижением на штабную работу.

Единственное признание

22 июня 1955 года американский патрульный самолет P2V "Нептун" был атакован советскими истребителями МиГ-15 над нейтральными водами Берингова пролива и разбился при попытке сесть на принадлежащем США острове Святого Лаврентия. Члены экипажа отделались травмами.



На снимке Lockheed P-2 Neptune - американский базовый патрульный самолёт.

Данный случай примечателен тем, что является единственным в истории, когда Советский Союз признал свою ошибку и выплатил компенсацию в 725 тыс. долларов - вдвое меньше, чем запросили США.

Чей борт?

27 июня 1958 года американский транспортный самолет С-118 во время полета из ФРГ в Пакистан слегка "зацепил" советское воздушное пространство над Арменией, был немедленно подбит и совершил аварийную посадку. Экипаж освободили через неделю.
Пикантность этой истории придали утверждения советской прессы, будто бы это был личный борт директора ЦРУ Аллена Даллеса.



На фото: С-118 (Douglas DC-6) американский поршневой авиалайнер.

Пошли на таран

28 сентября 1973 года иранский разведывательный самолет RF-4C "Фантом" вошел в воздушное пространство СССР в Закавказье. Посланный на перехват пилот "МиГа" Геннадий Елисеев безуспешно израсходовал все ракеты, после чего совершил сверхзвуковой воздушный таран.

Два члена экипажа иранского самолета катапультировались и были освобождены через неделю, а Елисееву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.



На иллюстрации McDonnell Douglas RF-4C Phantom II, истребитель-бомбардировщик, перехватчик, самолёт наземной поддержки третьего поколения. Считается первым в мире серийный истребитель, несущим ракеты среднего радиуса действия.

16 июля 1981 года пилот перехватчика Су-15 Валентин Куляпин таранил аргентинский транспортный самолет, совершавший тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран и непреднамеренно вторгшийся в воздушное пространство над Арменией.

На сей раз погибли все четыре члена экипажа транспортника, включая одного британца, а Куляпин выжил и получил орден Красного Знамени.

Жесткая посадка

20 апреля 1978 года пассажирский "Боинг-707" компании "Korean Air Lines" с 97 пассажирами на борту, выполняя рейс из Парижа в Сеул, отклонился от маршрута и вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска.



Boeing 707 - четырёхдвигательный пассажирский самолёт, спроектированный в начале 1950-х. Один из первых реактивных пассажирских лайнеров в мире, наряду с британским DH-106 Comet, советским Ту-104 и французским Sud Aviation Caravelle

По советской версии, экипаж не реагировал на сигналы; по утверждению командира "Боинга", огонь был открыт без предупреждения.

Перехватчик Су-15 выпустил по авиалайнеру две ракеты и отстрелил ему часть крыла. "Боинг" совершил аварийную посадку на лед озера Корпиярви на севере Карелии. Два пассажира погибли, 13 получили травмы.

***

И в конце небольшой опрос для прочитавших:

Poll

Спасибо за прочтение!

[Источники]
Автор текста - Артем Кречетников Би-би-си, Москва
Иллюстрации из открытых источников


Previous post Next post
Up