Мне кажется, что это было мое самое удачное прослушивание!
Я нервничала намного меньше, чем в предыдущие два раза. Почему-то у меня было четкое ощущение, что даже несмотря на то, что я не говорю на диалекте, я все равно справлюсь. Может потому что мой тембр и особенности голоса прям идеально подходят именно для этого репертуара - для этого нашего фермерского рока нужно много twang, а у меня он в голосе от природы. А может потому что я знала, что если я не пройду, то только из-за диалекта, а не из-за того, что я пою хуже других. Потому что точно не хуже.
По порядку.
Прошлое шоу в известняковом карьере было аж 5 лет назад. Тогда я, кажется, так и не дописала про всю драму, когда мы прямо перед премьерой узнали, что Гербена, моего любимого дирижера и музыканта, который 10 лет ставил эти шоу под открытым небом, решили сменить. Мы с подружками по хору были этой новостью абсолютно раздавлены. Устроили мини-протест, собирали подписи в его поддержку и за его возвращение, ходили беседовать с руководством всего театра и все прочее. Но самое главное - именно тогда мы приняли решение основать свой собственный отдельный новый хор под его руководством. И основали! В августе 2019 было шоу, в ноябре 2019 мы первый раз собрались на пробную репетицию, а в январе 2020 была официальная пробная репетиция. И с тех пор мы репетируем раз в две недели. Причем мы пережили даже все пандейминые локдауны и исправно продолжали репетировать. Зимой 2022 мы дали свой первый концерт. А сейчас готовимся к концерту в марте 2025. Этот мой «новый» хор я иногда люблю даже чуточку больше своего первого хора. Потому что именно с музыкальной точки зрения мне там намного больше челленджа, намного сложнее и интереснее.
Так вот спустя 5 лет новое руководство театра пригласило Гербена обратно. И снова сделали его музыкальным руководителем и дирижером, по крайней мере в 2024. Потому что если уж шоу про самую известную рок-группу нашего региона, то и дирижером должен быть самый опытный и популярный дирижер нашего региона.
Когда я узнала, что Гербен опять будет за главного, мне сразу стало ясно, что я буду участвовать. И пофиг, что я не знаю эту музыку от слова совсем и на диалекте не говорю тоже. Просто вся эта волшебная комбинация «любимый дирижер + отличный хор + волшебная атмосфера известнякового карьера» работает для меня как магнит. Пофиг, что петь. Лишь бы с этими людьми и в этом удивительном месте.
Летний отпуск я бронировала так, чтоб как раз успеть вернуться к неделе выступлений. Мы приедем домой в понедельник, а премьера будет во вторник. Я вроде бы пропущу генеральную репетицию, но думаю, что мне это простят.
На прослушивание записалась пару месяцев назад. Согласовала с семьей все потенциальные даты репетиций.
Единственное, чего я не сделала заранее - не подготовилась к прослушиванию. Совсем...
Как проходит прослушивание: сначала общая распевка, затем всем большим хором разучиваем несколько отрывков того, что вообще будет в программе, а затем по группам по очереди прослушиваемся. В этот раз заранее прислали 4 отрывка: хоровые аранжировки рок-песен на диалекте.
И главным условием было - выучить гимн Нидерландов на диалекте. Не целиком, конечно, там блин 16 куплетов, а просто один куплет.
Вчера вечером у меня была репетиция с «новым» хором. И с Гербеном, конечно же. Отличная репетиция. Почти до слез опять. (Почему «почти»? Потому что на предыдущей репетиции две недели назад я разрыдалась. Расскажу потом почему). Репетиции этого хора у нас с 20 до 22 вечера. Затем мы обычно перебираемся из музыкальной школы в бар, где еще сидим пару часов болтаем.
Вчера же получилась особенная репетиция. Во-первых, вчера мы наконец-то официально зарегистрировали хор у нотариуса в качестве юридического лица (все музыкальные коллективы с большим количеством человек обычно регистрируются в торговой палате и у нотариуса в качестве «объединения», чтобы иметь возможность официально нанимать дирижеров, официально вести бухгалтерию, официально привлекать спонсоров и получать субсидии). Во-вторых, изменение официального статуса потребовало отдельного заседания правления. А я, как вы можете догадаться, являюсь не только одним из учредителей хора, но и членом правления. Не председателем, как в джазовом хоре, слава богу, а просто general board member, algemeen bestuurslid. Поэтому мы собрались на совещание, которое совместили с обедом в нашем любимом баре. Просовещались три часа, но зато составили наконец официальные правила хора, решили делать вебсайт, обсудили новую фотосессию, записались на хоровой фестиваль в июне и много еще чего по мелочи придумали. В-третьих, вечером на репетиции мы отпраздновали официальную регистрацию хора шампанским. Так что пелось нам вчера особенно хорошо!
После репетиции мы небольшим составом отправились в тот же бар. Посидели там с часик. И только в 23 часа ночи, приехав домой, я решила, что несмотря на такой длинный день надо бы таки подготовиться к прослушиванию.
И я сидела и час разучивала гимн Нидерландов на диалекте. Всего 8 строчек, но блин как же тяжело! Сначала мне было тяжело запомнить мелодию. Первые две строки мелодии я давно знала, а вот последние… Там такой ритм и деление на слоги неочевидные, что мне он никак не давался. Когда наконец запомнила мелодию, надо было учить слова на диалекте. А это я вам скажу…
Наш местный диалект на слух ну вот вообще невозможно понять. Когда я некоторые слова вижу в написанном виде, я их распознаю. В некоторых даже логика прослеживается - одни дифтонги стандартного языка всегда меняются на дифтонги диалекта. Но произношение при этом очень тяжело дается. Там звуки, которых в стандартном языке просто нет. И описать их сложно. И понять, куда ставить язык и как интонировать, тоже сложно.
Единственное, что у меня получается хорошо, это говорить на диалекте «да-да». Jao-jao… Там такой звук между а и о и при этом не статичный, а меняющийся во время произнесения.
«Даша, если тебя завтра на прослушивании спросят, говоришь ли ты на диалекте, что ты скажешь?» - спрашивали меня вчера вечером в хоре.
«Jao-jao…» - отвечала я с положенной интонацией, от чего все мои хоровые подружки каждый раз заходились смехом.
«Kump good!» - добавляла я («Все будет хорошо») все с той же невозмутимой интонацией, с которой это на диалекте и положено говорить. И все вокруг покатывались со смеху еще больше.
Но когда я попросила помочь мне выучить еще пару слов, но каждый раз, когда я за ними повторяла, все смеялись. Раз за разом. Потому что у меня не получается это их произношение.
Можно было б отчаяться.
Но я решила, что наоборот возьму упорством.
Целый час я в ночи учила гимн. С текстом перед глазами и с аудиофайлом на диалекте, который мне напела Аннелис.
Всю ночь гимн играл у меня в голове. И продолжает играть до сих пор.
Утром за завтраком я сказала Тину, что волнуюсь. И тогда он сказал мне на диалекте фразу, которая стала ключом к моему сегодняшнему прослушиванию. Перевести ее лучше всего как «у страха глаза велики».
Я повторяла эту фразу все утро. Тин не мог удержаться от смеха и каждый раз тихонько хрюкал. Но мы оба понимали, что эффект я произведу.
И не ошиблись!
Приезжаю сегодня утром в театр на прослушивание.
В фойе 80 человек. В хор возьмут только 50.
Подхожу к маленькой группке своих. Почти весь наш хор пришел прослушиваться, за исключением 3 человек (из 20). Да и собственно все мы либо познакомились именно через этот театр под открытым небом, либо участвовали в разных его шоу в разные годы независимо друг от друга, а потом таки подружились в хоре. Но подошла я к тем, с кем вчера вечером в баре сидела.
Подхожу, значит.
- Даша, ну как? Ты готова?
- Jao-jao… (взрыв хохота).
- Волнуешься?
- Kump good! (еще один взрыв хохота)
- Не, ну правда, не боишься? Ты же не знаешь диалекта…
И тут я со спокойным лицом человека, умудренного опыта, который ничего не боится, выдаю эту фразу: ''Vaak bu'j te bange''
Боже, что тут было. Сначала Ингрид и Ада, которые обе говорят в принципе чуть ли не исключительно на диалекте, и которые первыми меня услышали, чуть не завизжали от восторга. «Что она сказала? Мы не расслышали??» - переспросили Анья и Труди. Я повторила. Те тоже расхохотались.
И так пошла целая волна. Кто-то еще, кто не слышал до этого, просил повторить, я повторяла и все заходились смехом, хлопали меня по плечам, давали high five, приобнимали меня за плечи и говорили «Ну ты вообще, ну надо же! Ты стала настоящая achterhoeker!”
(для тех, кто читает на голландском, вот вам цитата о том, что эта фраза вообще означает. Zwarte Cross - это самый большой музыкальный фестиваль в Нидерландах и одновременно самый большой мотокроссный фестиваль в мире, проходит он неподалеку от нас и эта фраза стала одним из его девизов)
Vaak bu'j te bang! is een Achterhoekse uitdrukking en wordt regelmatig gebezigd om elkaar uit te dagen. 'Vrij vertaald betekent onze slogan zoveel als: ‘maak je toch geen zorgen’, ‘spring eens in het diepe’ of ‘no guts, no glory!’, zo omschrijft de Zwarte Cross het zelf.
Volgens de festivalorganisatie is angst de laatste tijd vaak de norm. 'Weet je wat? Fuck die angst!', aldus de Zwarte Cross.
Фраза эта означает - «хватит переживать и прыгни в неизвестность».
Ну а дальше все было просто.
Распевка всем хором прошла легко.
Затем мы отрепетировали 4 отрывка на диалекте. С музыкальной точки зрения они были несложный и прилипчивые. А с языковой стороной именно в этих отрывках мне просто повезло - все произносилось не слишком сложно.
Затем было долгое ожидание своей очереди.
Наконец, мы зашли последней группкой из 10 человек в зал. Мне предстояло прослушиваться предпоследней.
Нужно было повторить за дирижером несколько гамм, чтобы проверить диапазон. Затем спеть выученные ранее отрывки. Затем пропеть самостоятельно национальный гимн на диалекте. И напоследок сказать одно единственное слово на диалекте, которое Гербен называет «главным тестом». Произносить это слово правильно я училась все утро. В этот раз почти весь хор меня усиленно тренировал и подбадривал.
Прослушивания передо мной проходили по-разному. Кто-то пел чисто, но тихо. Кто-то слишком нервничал и пел так себе. Причем даже пара человек из моего хора, про кого я точно знаю, что у них все норм с голосом, что они не фальшивят и схватывают на лету, тут явно перенервничали и звучали не очень уверенно.
Я слушала их и беззвучно повторяла вместе с ними гимн и все отрывки. И говорила себе - я справлюсь.
Когда пришла моя очередь, у меня все внутри сжалось в комок.
Вышла на сцену. Встала боком к залу и лицом к сидящему за роялем Гербену. Справа от него второй дирижер и координатор хора. Сидят, что-то записывают постоянно.
Начала по команде петь гаммы. На третьей Гербен сказал «спасибо, мне все ясно». Хотя другим дал спеть 5-6 разных. Уверена, что спела точно и нигде не ошиблась. И звучала громче и увереннее многих.
Затем попросил спеть кусочек вот этого, которое мы раньше разучили всей толпой на 4 голоса:
Click to view
Спела отлично. Слова не забыла, ноты своей партии не перепутала.
Другим он давал еще один отрывок петь, но меня не попросил.
Затем был гимн. Я напряглась. Несколько человек до меня забывали текст на диалекте, сбивались, останавливались.
Я глубоко вдохнула. Встряхнула плечами.
«Давай - улыбнулся Гербен - это же будет твой восьмой язык?» Я посмотрела на него и тоже улыбнулась и поняла, что мне больше не страшно. Все до меня пели нейтрально, а я буду петь так, как будто я с толпой пьяных фермеров на том самом музыкальном фестивале. Потому что ну а как иначе это все петь??
И запела.
Грудным голосом. Belting. От всей души.
Ни единой ноты, не единого слова не забыла и не перепутала. НИ РАЗОЧКА!
Таааааак горжусь собой.
Когда допела до конца, закричала «йессссс!», а все остальные прослушивающиеся, сидевшие в зале, зааплодировали.
«Я выучила! Это высшая степень интеграции!» - сказала я с улыбкой во все лицо.
«Ну тогда остался только один самый главный тест» - сказал Гербен.
‘Høken!’ - сказала я
то самое заветное слово, которое репетировала все утро.
«Отлично!» - сказал Гербен - «Можешь идти».
«Ха! - ответила я и с довольной улыбкой собралась уйти со сцены, а потом задержалась, повернулась опять к нему и сказала «Vaak bu'j te bange» и многозначительно подняла брови.
Все в зале опять расхохотались. А я вернулась на свое место с чувством абсолютного удовлетворения.
Все утро говорила, что иду на прослушивание без ожиданий. Что если меня не возьмут, то это будет из-за диалекта и это будет справедливо. А если возьмут, то это будет приятный сюрприз.
Я думаю, что меня точно возьмут. Потому что если я за один день справилась с гимном, этими тремя коронными фразами и одним заветным словом, то к августу я точно натренируюсь. Я даже нашла коллегу, преподавателя из той же школы, которая фанатеет от этой самой рок-группы, которая готова меня научить правильному произношению.
Так что теперь все точно kump good!