Как учить историю

Sep 06, 2016 16:37


5класс - это новые предметы и #история, конечно. Тут такое дело... Я беру в лицее ребят с 9 класса и вот с чем сталкиваюсь: в 90% случаев обнаруживаю в голове кашу. Даже у тех, кто учился хорошо и старательно и особенно у них (у тех, кто учился плохо для каши не достаёт ингредиентов). Кроме того процентов 60 ребят уверены, что #история - это набор нехитрых операций: читай/зубри/пересказывай. Это все после того, как вроде бы уже профессиональное сообщество сбило все зубные протезы, повторяя мантру про компетенции и надпредметные умения.

Иногда бытует мнение, что история - один из тех предметов, которые можно выучить и в последние школьные годы, если приспичит #егэсдавать, а в средней школе необязательно - это же не математика или английский, которые нужно осваивать и «не упускать», чем раньше, тем лучше.

Внимание, тайна: неосвоенная своевременно культура работы с нашим предметом, принципиально повлияет на качество образования в целом и совсем не в лучшую сторону. #история - предмет формирующий стиль взаимодействия с окружающим миром и определяющий как никакой другой. Это единственный предмет изучающий реальные человеческие отношения, общественные структуры и механизмы коммуникации. Научите ребёнка ориентироваться в нём, и это поможет ему ориентироваться в жизни вообще.

Чем, спрашивается, и как помочь ребёнку в освоении нового предмета, если вы неравнодушный родитель? Или, иными словами как изучать историю и избежать #кашавголове?
Специально для родителей пятачков я собрала волю в кулак и весь свой опыт в кучку и изложила коротенько минут на сорок - 9 простых, но эффективных идей на этот счёт.
Итак:

1. Чем 5 раз прочитать один и тот же текст, лучше прочитайте об одном и том же 5 разных текстов. Картина постепенно складывается как пазл: к отдельным сюжетам не повредит возвращаться в разных форматах. Текст - понятие широкое - смотрите спектакли, фильмы, мультфильмы, рассматривайте картины. Даже документальное кино бывает очень увлекательным, BBC например. Сейчас очень много проектов в сети. Пусть содержание (об одном и том же, но в разных форматах) текстов накладывается одно на другое. Если получится, можно сравнивать подачу факта в разных случаях, попробовать различать факты и авторское видение. Не получится - не торопите события, эффект будет кумулятивным, в смысле накапливаться. Содержание не просто будет запоминаться, а усваиваться.
2. Знаете какие уроки вспоминают дети чаще всего, когда заканчивают школу? Игровые. История - это предмет просто созданный для игр. Не зря мы в #upgrade_education увлечены идеей геймификации процесса. Играйте, инсценируйте, придумывайте на ходу. Изобразите, например, как ходил и действовал человек умелый, а как разумный? По карте Пелопоннеса отлично устраивать «бродилки» с фишками на городах, для того, чтобы сделать ход можно выполнять творческие задания: хотите танцуйте сиртаки, хотите называйте три древнейших города, начинающихся на гласные. Короли, дамы и валеты на простой карточной колоде отлично превращаются в древних богов: разные масти - разные пантеоны. Словом, включайте фантазию - у ваших пятиклашек хоть и существенно выросли ноги, но они всё ещё дети и любят играть, обращаем это на пользу нашему предмету.
3. Спрашивайте мнение ребенка по поводу и без оного. Наличие личного отношения к любому учебному материалу в разы увеличивает вероятность его усвоения. Например, уточните, если бы у него была возможность на недельку отправиться в античную Спарту или в Афины, какой бы город он предпочёл и почему. Или составьте топ мифологических героев. Можно сделать это по отдельности, а потом сравнить - совпадут ли позиции ваших хит-парадов. Поинтересуйтесь у дитяти, почему он считает, что Геракл круче Персея, а Персей круче Прометея. В голове благодаря этому приёму укладываются такие вещи, которые имеют свойство мгновенно приобретать кашеобразную консистенцию.
4. Задавайте почаще вопрос: «А как бы ты…?» Не страшно, если ответ будет эмоциональным. Не устану повторять: История - это предмет о людях из плоти и крови, это не то, что было когда-то, это то, что продолжается и сейчас. За пониманием этой особенности предмета кроется и мотивация ребенка. А ты бы поверил, что «Илиада» Гомера может свидетельствовать о реальном расположении Трои? Какую профессию ты выбрал бы на месте египетского мальчика? История - это не только наука, но и немного искусство, а значит её можно почувствовать. Не исключайте из процесса чувства и отношение, напротив, ищите то, что будет их вызывать - будет вам интерес.
5. В кабинете географии в моей школе висел лозунг: «Без географии мы нигде!» Так и есть и в истории тоже. Непонимание того, где «всё это» происходило - прямой путь к кастрюльке с кашей. Короче, не пренебрегайте атласом. Ищите интерактивные карты - их достаточно в сети. У нас в #upgrade_education целая коллекция исторических атласов - дети зависают над ними часами. В прошлом году мы даже напечатали карту мира на ткани и соорудили скатерть, активно задействуемую в учебном процессе )) А уж для мальчиков, которые во множестве своём визуалы, - это просто необходимо. Неприятность в том, что физическая география в школе серьёзно запаздывает по времени изучения относительно истории. Обращайтесь к карте чаще - дети быстро разберутся. Особенно опять-таки игры-бродилки могут хорошо помочь. Современные исторические атласы хорошо издаются и содержат много справочного материала.
6. Очень хорошее антикашевое средство - «сквозные» вопросы и задания, требующие обзорно-панорамного взгляда. Выполнять их непросто, зато эффект отличный. Например, на свёрнутом рулончике бумаги можно последовательно разместить образцы письма, относящиеся к разным культурам и попросить ребенка их определить. Или наоборот предложить расставить самостоятельно в хронологическом порядке. Или разместить их на карте, атрибутировав по региону. Идея в том, что для выполнения задания нужно совершить кросс по разным эпохам и регионам - отлично закрепляет материал или реанимирует хорошо забытое.
7. Если ребенок делает любое задание по истории - разрешайте «пользоваться всем» (если разрешаете и интернет, ограничьте время). Не настаивайте на механическом запоминании - механически запомненное улетучится очень быстро, породив что? Кашу. Материал будет усваиваться и запоминаться сам по себе в процессе игры, да и любой другой самостоятельной деятельности. Опыт поиска, отбора, анализа нужной информации гораздо более ценен. Если дитятко выполняет нечто, обложившись книгами, атласами, картами, если оно знает куда лезть за нужной инфой - это победа, это путь к структуре, преодоление каши.
8. Предмет «История» - это волшебное пространство конструирования. Делайте всякие штуки руками: модели древней пещеры, добывание огня (под контролем разумеется), зиккурат из лего, модель дельты Нила, локальный разлив Евфрата со вселенским потопом в рамках отдельно взятой деревни, план похода Синахериба на Вавилон, да всё, что душе угодно. Мы на программе «Школа ЖИЗНи» будем делать рукописные авторские учебники, а там у кого на что фантазии хватит. Всё это вовсе не развлечение - это гарантия того, что наш предмет не проплывёт мимо пятиклашек, и они и в 10 классе смогут воспроизвести этот учебный материал при необходимости.
9. Хвалите и поддерживайте всегда. Помогайте и предлагайте, но прислушивайтесь и не мешайте в то же время. Только вот незаслуженная похвала разрушает едва ли не больше, чем созидает, так что найдите, за что похвалить заслуженно. Но ещё лучше, если усилия ребенка получат высокую внешнюю оценку. Сейчас образовательное пространство предлагает множество олимпиад, интерактивов, конкурсов. Поищите то, что подойдёт вашему пятиклашке. Вообще хорошо, когда этим занимается школа, но и родитель да не устранится от процесса. Я лично люблю Московскую олимпиаду школьников. По крайней мере заочный тур там совершенно безболезненный и всегда довольно увлекательный. Можно прямо дома порешать задачки и отправить их он-лайн, бесплатно к тому же. Участие в предметных событиях за пределами школы на этом этапе создаёт понимание того, что существует целый круг сверстников, интересующихся предметом, эдакое комьюнити. Обсуждайте задания - что было интересно, что полезно… мнение ребенка первично. Наличие «внешней» (за пределами школы) активности создаёт также «подушку безопасности» для ребят, которым не очень повезло с учителем: дети будут чувствовать себя поувереннее и при этом оценивать адекватно уровень своих возможностей, видеть горизонты роста.
Вооот…. Повезло же нашим пятачкам - в их жизнь входит самый интересный школьный предмет. Всё вышеперечисленное с разных сторон служит одной в сущности цели - помочь получать от этого предмета радость, чувствовать себя уверенно, а не растерянно перед потоками новой информации. Попробуем построить такую ирригационную систему, которая направит в нужные русла эти потоки и не допустит вселенского потопа каши в отдельно взятой детской голове. Учитесь с удовольствием. Удачи, любимые пятачки и их заботливые родители!
Источник - https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=543847615813684&id=100005653503679

Развитие, 7+, Школа

Previous post Next post
Up