Этапы детской игры - от Натальи Лейкиной

Nov 02, 2015 21:44

Здравствуйте. Хочу поделиться с сообществом полезной статьей, которую написала для нашего журнала "Семейное образование" (www.semeynoe.com) детский психолог, игротерапевт Наталья Лейкина (http://risuem-i-igraem.ru).

«Семейное образование» - первый в России журнала о внешкольном обучении. Выпуская журнал, мы хотим донести до родителей информацию о том, что у них всегда есть выбор, каким образом дать ребенку образование. Что ходить в школу - это один из возможных вариантов. Что туда можно и не ходить, либо ходить дозированно. Что при выборе образовательной стратегии важно  учитывать, помимо прочего, индивидуальные особенности ребенка.

РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА. Возраст 3-4г. Автор статьи - Наталья Лейкина. Фото - Алина Щерба. До трехлетнего возраста малыш познает окружающую действительность, предметы и их функции. Все пробует на вкус и цвет, щупает, рассматривает. Это моя кроватка, здесь я отдыхаю, слушаю колыбельные песенки и сладко сплю. Вот это пол, он твердый, по нему ходят. А на гладком стульчике я сижу. Игры как таковой еще нет. Есть активное исследование предметов этого мира и игровые действия с игрушками: катаем машинку, кормим, купаем, кладем в кроватку куклу, строим из кубиков, варим суп, как мама или забиваем гвоздь, как папа.

Задача взрослых на этом этапе «вкусно» рассказывать о тех предметах, которые окружают ребенка в детской комнате, на кухне и в других местах, т. е. начиная с ближнего окружения предметов. Постепенно ребенок от взрослого узнает о назначении каждого предмета, и активно и свободно начинает ими манипулировать, используя их по назначению и не по назначению, придумывает и открывает для себя новые способы употребления привычных для нас вещей.

Роль же взрослого заключается в вербализации и придании общего смысла всем этим разрозненным предметам, их оживлении.

Например, это были просто кастрюля и половник, или какая-то тарелка, и вдруг может прийти игрушечный Зайка, который захочет пообедать. И тогда появляется возможность объединить все эти отдельные предметы в один сюжет: сварить кашу и накормить этого зайчика. А еще лучше, если мы берем какой-то предмет, например, ложку, и говорим: «Ой, посмотри, это какой-то Великан к нам сюда забрел. Ну-ка, Великан, где же ты живешь?». Таким образом мы начинаем использовать так называемые предметы-заместители, видим другие образы в привычных для нас вещах.

Период от 2,5-х до 4,5 лет
С 2,5-3 лет ребенок с удовольствием начинает разыгрывать небольшие сюжеты с мелкими игрушками. Учится придумывать сюжет, озвучивать героев и наблюдать за этим. Он становится режиссером своего маленького спектакля. Это и есть начало игры у ребенка. И связано оно с тем, что после 2,5 лет активно начинает работать воображение. Ваш малыш становится маленьким волшебником, способным оживить своим взглядом любое пространство вокруг.

Играя день за днем, ребенок 3-х лет все больше и больше открывает для себя мир игры, в котором существуют свои правила и законы. На этом этапе очень хорошо подключиться взрослому. Ничего сложного нет. Берем несколько игрушек: мишку, зайца, ведерко. Из конструктора строим жилище для зверюшек. Сочиняем простой детский сюжет: лисенок к волчонку пришел, пригласил на день рождения, испекли пирог, пригласили ежика, попили вместе чай с пирогом. Можем вспомнить сказку или сочинить свою историю. Немного воображения и все получится.
Не беда, что сразу ребенок мало участвует в игре, больше смотрит. Он познает, созревает, ему становится интересно. Вскоре малыш уже сам берет игрушку и озвучивает ее. Затем он уже развивает сюжет и может сам немного поиграть. Чем больше вы играете вместе, тем лучше у ребенка станет получаться. Вскоре он легко сможет сам придумать сюжет, выстроить все игрушки в игровое пространство и с удовольствием играть. Первая задача выполнена. Мы научили ребенка играть самостоятельно.

Со временем, этот процесс так увлекает малыша, что он уже не желает принимать в игру не только взрослых, но и ровесников. Самостоятельно создает сюжет и проживает все роли. И ему не нравится, когда за его действом наблюдают со стороны. Теперь он - главный режиссер. А режиссерская игра индивидуальна, ребенок здесь часто не нуждается в партнерах-ровесниках, ему нужно самому почувствовать себя творцом.

Малыш принимает в игру взрослого, либо старшего, если тот хорошо умеет играть и является образцом: может показывать интересные идеи, например, озвучивать игрушки, вносить в сюжет разнообразие. Если же в игру вступают дети-ровесники, то желательно, чтобы взрослый на первых этапах взаимодействия помогал каждому участнику выстроить свое игровое пространство, развить сюжет или соединил все в общий. Без взрослого дети 3-4 лет с такой задачей самостоятельно еще не очень хорошо справляются.

Из наблюдений за играющими детьми:

Игры деток примерно до 4,5 лет в основном индивидуальны. Для них важно быть «творцом в игре»: развивать свой сюжет и реализовывать свой замысел. Здесь у ребенка зарождается инициативность и собственный смысл.

Прихожу играть с тремя детками 4-х лет. Один хочет развить сюжет про кашу и домик, другой про злую королеву, а третий про лошадок и море. И никак им пока не договориться! Что я делаю? Играю на троих.

Предоставляю пространство для реализации трех сюжетов параллельно, и в какой-то момент все встречаются в одном сюжете и уже могут договариваться и подстраиваться друг под друга.

Самое интересное происходит после нашей часовой игры вместе. Свободная игра детей… уже без меня. А мы в это время с другой мамой пьем чай и любуемся нашими играющими детьми!))
Несколько важных ключиков к игре детей 3-х лет

Нужно не настаивать на игре, не принуждать озвучивать персонажей. Ребенок сам охотно и с легкостью начнет это делать, когда будет готов. Достаточно лишь показать пример.

Важно именно озвучивать персонажей, меняя голоса, а не вести рассказ от третьего лица, просто двигая игрушки. Также полезно вводить в игру с детьми заменители недостающих персонажей или предметов. К примеру: «этот кубик будет волком, а вот эта палочка - деревом». Использование таких предметов-заместителей очень хорошо развивает детское воображение, и мышление.
Режиссерская игра 3-х лет очень важна для развития и подготовки ребенка к школе. Она подготавливает их к следующему этапу - образной, сюжетно-ролевой игре по правилам.

Как показывает опыт, именно режиссерская игра у детей часто развита слабо. А ведь именно эта игра является фундаментом игровой деятельности ребенка. Именно игра детей 3-х лет влияет на то, будет ли ребенок играть самостоятельно и с другими детьми. Поэтому очень важно вовремя уделять режиссерской игре детей особое внимание. «Не доиграв» в режиссерскую игру, ребенок столкнется с трудностями в проявлении творческих навыков, в написании сочинений, в планировании, как долгосрочном, так и краткосрочном. В такую игру дети с удовольствием играют примерно до 5 лет. Сюжеты их игр развиваются, становятся сложными и разнообразными.

ОБРАЗНАЯ ИГРА. Возраст - 4-5лет. Образная игра очень любима детьми. Пожалуй, самая любимая, потому что в нее дети играют долго (с 2,5 до 8 лет). Центральной она становится с 4-х лет, а начало приходится примерно на 2,5 года. В какой-то момент к вам на кухню может зайти не ваш любимый сыночек или дочка, а маленький котенок или львенок.

И здесь уже ребенок учится управлять не игрушкой, как в режиссёрской игре, а собой. Как правило, дети начинают с превращения в животных, это домашние животные, которые ближе всего к ребенку. Постепенно они могут брать на себя роли сказочных героев, потом уже образы людей. Теперь ребенку не нужна игрушка котенка, за которой он прятался в режиссерской игре, здесь можно самому стать котенком, львом, тигром, змеей, обезьяной, рыцарем, принцессой, спасателем, пожарником. Очень важно, что ребенок учится как бы овладевать образом и, соответственно, удерживать этот образ.

Как взрослый может играть с ребенком в 4 года?
Недавно рассказала сыновьям, что видела, как дерутся два кота, и показала, как страшно они мяукают, выгибают спину, пристально смотрят и бьют лапой по морде, кусают и набрасываются друг на друга.

После моего рассказа дети тут же перевоплотились в котов. Старший нападал на младшего, они мяукали, катались по полу. Пришлось мне кидаться в них тапками, грозно ругаться, топать ногами. Коты пугались, разбегались в разные стороны.

Потом я превратилась в собаку, загнала котов под диван и грозно на них лаяла. Затем я была мама-кошка, а они мои котята. Потом я снова стала их грозной хозяйкой.Интересно, что старший сын, 8 лет, будучи котом, только мяукал, не разговаривал (так хорошо он вживается в образ). А младший говорил и мяукал одновременно. Вот такая у нас получилась игра!

Взрослый может поддержать игру, развивая сюжет с образом, который взял на себя ребёнок.

Например, приходит ваш сын или дочка и говорит: «мама, я кошка!». Вы: «А я твоя хозяйка, какая же у меня кошечка! - гладим, чешем за ушком. - Дам ей молочка (наливаем в блюдечко и ставим на пол). А давай, я с тобой поиграю!». Делаете веревочку и играете в кошки-мышки.

Тем самым мы даем ребёнку возможность прожить образ котенка. У него самого еще не хватает сил и удерживать образ, и одновременно развивать сюжет. А образ очень хорошо проживается в сюжете. Сюжет- это каркас для образа. ❗️Роль взрослого в образной игре❗️

Взрослый дает информацию о персонаже, которым хочет быть ребенок. Это важный момент. Ребенок должен это увидеть. Образы можно брать из книг, детских энциклопедий, смотреть фильмы BBC, мультики. Можем просто задать образец игрового поведения, показав, как игровой персонаж может себя вести.

Обязательно нужны разные тряпочки, костюмы, другие атрибуты, которые могут подчеркнуть образ. Переодевание помогает перевоплотиться. Маленьким детям лучше максимально обставлять игровое пространство.

Чем старше ребенок, тем он проще перевоплощается, и ему не нужно много атрибутов. Он может все это вообразить.

В возрасте 3-5 лет атрибутика более важна, воображение развивается с опорой на предметную среду. А детям постарше можно сказать: «Давай представим, как будто здесь корабль!»- и им этого достаточно.

Важно какую-то часть комнаты предоставлять деткам для их игр и позволять превращать эту часть в игровое пространство: переставлять стулья, переворачивать, застилать одеялами, строить разные домики, что-то менять, приносить.

Также взрослые помогают ребенку быстро выйти из игры. Слова «стоп-игра» и снятие атрибутики в этом здорово помогают.

5 этапов развития детской образной игры

1 этап - имитация
Ребенок начинает имитировать поведение животных, как правило, без сюжета в 2,5-3,5 года. Просто сам факт перевоплощения для него очень важен. Я - бельчонок, я - собачка, я - кошечка.

2 этап - первые сюжеты
Ребенок изображает животное, образ которого проигрывает в несложном сюжете в 3,5- 4 года. Важно войти в игру и дать прожить малышу свой образ. Чем больше образов берет на себя и проигрывает ребенок, тем это лучше для его развития.

3 этап - полное погружение
Вход в образ и полноценное его проигрывание. Примерно в 4,5-5 лет. Может брать на себя образы растений и деревьев, машин и самолетов.

4 этап - сказка наяву
Малыш берет на себя образы сказочных персонажей, разыгрывает известные ему сюжеты и пытается сочинять свою сказку. Важно в этот момент помочь ребенку в развитии личных идей и не мешать ему, каким бы забавным и нереальным ни казался вам сюжет.

5 этап - настоящие профессии
В возрасте 5-5,5 лет дети входят в образы людей: кассиров, диспетчеров, спасателей, врачей. И как раз здесь происходит переход в центральную игру дошкольника - сюжетно-ролевую!

Задача взрослого - поддержать и развить сюжет, чтобы помочь ребенку проиграть образ.
Если в своих играх в период 2,5-4 года наши детки предпочитают выстраивать игровое пространство на столе, в коробке, в песочнице, на полу, то в образной игре уже занимается большее пространство комнаты.

Ребенок осваивает способность выделять и удерживать поведенческий контекст взятого на себя образа. Через проживание образа он готовит себя к тому, чтобы подчиняться правилам. Осваивает способность фиксировать образы соответствующими атрибутами. В этой игре активно развивается воображение и способности к перевоплощениям!

В образной игре ребенок учится управлять собой. Именно в этой игре у ребенка развивается способность к идентификации, т.е. когда мы можем присваивать себе черты других персонажей или других людей. Через это развивается чувствование, понимание других людей, эмпатия. И как раз к пяти годам ребенок может уже уйти от эгоцентрической позиции, когда не только «я» в центре, а вокруг меня люди, а когда есть еще другие люди, они тоже что-то чувствуют, что-то переживают. И у ребенка появляется такая способность - вставать на точку зрения другого человека.

Конечно, это не происходит прямо в пять лет, но зарождается и начинает развиваться именно в образной игре. Здесь ребенок, особенно тот, который хорошо вживается в образы, может превращаться в один образ, другой… Он как бы прячется за этими образами и говорит: «Это я и вроде не я». И вот эта способность к идентификации позволяет ребенку перенимать, в том числе, ценности, обычаи и правила семьи, присоединяться к ним и сделать их своими. Очень и очень важная игра.

СЮЖЕТНО_РОЛЕВАЯ ИГРА. Возраст- 5-6 лет. Ее называют королевой всех игр. Это очень важная игра, и здесь уже для ребенка становится притягательным не сюжет, не образ, а именно отношения между ролями. И здесь ребенку обязательно нужны ровесники, потому что отношения - это как минимум двое. И у ребенка появляется естественная потребность играть со сверстниками. На предыдущих этапах - это больше индивидуальные игры, т.е. дети играют рядом. Они могут на какой-то момент соединиться в общем сюжете, но в основном они развивают свои образы и развивают свои сюжеты. А на этом этапе уже - «Мне нужен человек, с которым я буду выстраивать отношения». Конечно, первые сюжетно-ролевые игры у детей - это то, что они видят вокруг себя. Это дочки-матери. И именно в этой игре ребенок начинает учиться договариваться с другими. Я сталкиваюсь с разным опытом. У каждого ребенка есть свой опыт. У каждого из нас разные семьи, разные роли, которые играют мама и папа. И когда ребенок хочет поиграть с другими детьми в дочки-матери, здесь нужно договориться, потому что нет единого сценария. Какой будет мама? Каким будет папа? Какими будут дети? Какой будет ситуация? И здесь, хочешь - не хочешь, приходится учиться договариваться. Иначе ты выпадешь из игры. А желание и потребность уже у ребенка огромные, для него является притягательной эта игра, поэтому он учится это делать, у него есть мотивация. Он вынужден, так сказать, наступать себе на горло и вынужден подстраиваться. Но, тем не менее, с другой стороны, здесь ребенок учится выражать свою точку зрения, объяснять свою позицию. Не просто подстраиваться, но еще и быть активным участником переговоров.

Здесь ребенку становится интересно отражать именно социальное отношение. И на этом этапе очень хорошо много рассказывать ребенку о нашем социальном устройстве. Как устроен магазин, кто в нем работает, кто за что отвечает, где начальник - подчиненный. Парикмахерская, пожарная. Очень хорошо ездить в эти места, все наблюдать, смотреть, но если нет такой возможности, то можно взять из книг, из каких-то документальных фильмов, показывать ребенку те роли и те контексты ситуаций, т.е. сюжеты, в которых эти роли можно проиграть. Посещайте чаще те места, где есть социальная жизнь. Здесь очень важно, что в этой игре дети очень хорошо обогащают друг друга, потому что, еще раз скажу, что у каждого из нас, индивидуально, опыт достаточно ограничен, и когда мы встречаемся с другими, они обогащают наш опыт так же, как мы обогащаем опыт другим.

Итак, в этой игре взрослый уже не так сильно нужен, как на предыдущих этапах. Здесь можно помочь что-то выстроить, например, какое-то игровое пространство, рассказать о роли, рассказать о социальных отношениях. Но здесь ребенок полностью управляет игрой сам. Он управляет и сюжетом, и ролью, и отношением в игре. Следит за тем, чтобы выполнялось, игралось по тому сюжету, который запланирован. И самое важное, что здесь возникает очень много эмоций у ребенка, поскольку дошкольник живет в основном в игровом пространстве, таком идеальном пространстве, и только постепенно укореняется в реальности. А знаете ли вы, что именно эмоции отвечают за интеллект в дошкольном возрасте? Поэтому чем лучше эмоционально ребенок развивается, чем лучше эмоционально он проживает свою жизнь, свою игру, тем выше у ребенка интеллект.

ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ (6-7лет). Здесь уже нет привлекательного сюжета, уже нет привлекательных ролей, за которые ребенок прячется. Здесь уже, собственно, сам сюжет - это правило, которое важно соблюдать. Часто мы можем видеть, что дети больше договариваются о правилах, чем играют. Во всех смыслах, игра по правилам является лучшей школой, подготовкой для будущего ученика. Потому что игры по правилам - это такая школа произвольности. Произвольность - она очень важна будущим ученикам. Произвольность - это когда ребенок может управлять своим поведением, своими чувствами, своими эмоциями, своими действиями и подчиняться тем правилам, которые существуют в том пространстве, где он сейчас находится.

Здесь ребенок нарабатывает способность подчиняться правилам, причем добровольно. Осмысляет правила, и делает их лично-значимыми. Именно в этой игре ребенок учится соединять «хочу» и «надо». Мы помним о том, что дошкольники живут под влиянием «хочу», и это важно. Им важно познакомиться со своим желанием. Именно в «хочу» очень много энергии, много эмоций. Но постепенно ребенок учится регулировать свои «хочу» и соотносить их с «надо». Причем он это делает добровольно. И здесь важно не только усваивать правила, подчинять себя правилам, но и нарабатывать лояльное отношение к правилам. Не все правила могут нравиться, но, тем не менее, «я достаточно лоялен для того, чтобы подчиниться этим правилам, если я нахожусь в этом пространстве». Ребенок учится здесь не просто подчиняться, а переосмысливать правила. У них есть этап игры, когда они создают свои собственные правила, т.е. выстраивают какую-то игру по своим правилам, формулируют эти правила, и по этим правилам даже можно будет потом играть. И очень важно, что здесь ребенок приобретает способность пользоваться правилами. Жанна Сугак приводит такой пример: " Мы знаем о том, что есть правило: прежде чем поставить шкаф на какое-то место, его нужно измерить, но одно дело - воспользоваться этим правилом, измерить и только потом поставить, другое дело - взять и глаз просто передвинуть и потом посмотреть, подошел или нет." Вот это большая разница. Мы можем знать правила, но можем ими не пользоваться. Вот такая у нас замечательная игра по правилам.

И в семь лет - это РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА ВЫСОКОГО УРОВНЯ, когда ребенок все проигрывает в своем воображении, это примерно та же игра, что и «режиссерка» в 3-4- года, но она более сложная, там много разных персонажей, там ребенок полностью уходит в индивидуальную игру, и собственно, эта игра сопровождает его вплоть до подросткового возраста.

Здесь нужно отметить, что у ребенка в арсенале все игры. И если он хорошо прошел все этапы, но он с удовольствием в семь лет может поиграть в режиссерскую предметную игру манипуляция с мелкими игрушками или в образную игру. Но, тем не менее, в каждом возрасте есть своя главная, центральная, игра, об этом надо помнить.

Я еще хочу добавить то, что образная игра - это такая психотерапия. Именно в этой игре ребенок учится управляться со многими проблемами. Именно для многих подростков, у которых есть кризис идентичности, кризис себя, кризис ощущения себя в этом мире, продвижения себя в этот мир, очень полезны театральные студии, где ребенок может научиться выражаться, он может вживаться в разные образы, присваивать себе те или иные качества этих образов, овладевать ими. Таким образом получается, что и для подростков эта способность играть, она очень важна и помогает им в становлении себя как личности. Давайте помнить о том, что игра - это школа жизни, это, прежде всего, способ управления собой, это такая тренировка к будущей взрослой жизни.

Играйте, поддерживайте игру ваших детей.

3-4, 4-6, 7+, 2-3г

Previous post Next post
Up