коррекция и развитие восприятия, начало предметной деятельности в раннем возрасте

Oct 28, 2015 09:30

Для начала предлагаю небольшую разминку. Начнём?!..
Какой из двух подходов для вас ближе?
Если есть желание, поделитесь, почему.
(в этих роликах дети уже совсем "взрослые", а ниже, в довольно объёмной статье, речь пойдёт о ранних этапах становления восприятия, предметной деятельности и коррекции)

image Click to view



image Click to view



В последнее время в сообществе молодых мам очень популярной остаётся тема развития сенсорики у детей раннего возраста. Это очень хорошо. Но как бывает, если что-то одно вычленяешь из целостной ситуации, начинаешь рассматривать, то как-то незаметно предмет этот оказывается у тебя в руках, перед глазами, а всё остальное, откуда ты его извлёк, с чем он был органически связан, теряется из вида. Не претендую на позицию, для которой ничего в тени не оставлено, хотя буду стараться не упустить более целостный контекст... Но это вместо вступления.

Когда восприятие начинает работать как функция, у ребёнка возникает сильный эмоциональный отклик не только на появление взрослого, но уже даже только на голос взрослого, услышанный ребёнком (естественно, что голос этот ребёнок слышит не впервые в жизни). Первые мгновения ребёнок весь замирает в восторге, моторика оттормаживается на некоторое время, затем мышцы непроизвольно начинают расслабляться и снова сокращаться, и - по новой... Причём, синхронно-билатерально (обе ноги и руки, все мышцы, включая диафрагму, мышцы обоих половин тела - это т.н. оптомоторная реакция, вся моторика начинает действовать, "оптом включается"). И в этот же момент впервые спонтанно возникает довольно отчётливое гуление (в момент расслабления-выдоха непроизвольно начинают работать связки, т.к. набранный в момент восторга-восхищения воздух с облегчением отпускается и вырывается, заставляя их вибрировать...). Также, малыш начинает улыбаться, оттого что мышцы его лица расслабляются. И у малыша, если его положили на спинку, руки прижимаются к груди, а ноги задираются вверх и перевешивают в одну из сторон - и вот он уже непроизвольно лежит на боку!.. - он как бы "самостоятельно" меняет позу тела. Это начало начал в развитии общих движений и их координации... Этот момент в литературе называют по-разному. У нас, в отечественной психологии - "комплексом оживления". Если же в 3-3,5 месяца он протекал недостаточно ярко, впоследствии (неважно, в каком возрасте, но желательно не позже 4 месяцев) нужно воссоздавать эти условия снова и снова, многократно, чтобы он появился. Всё это проходит в русле т.н. эмоционально-непосредственного (ситуативного) или интимно-личностного общения со взрослым, которое после 6 месяцев переходит уже на более сложный уровень взаимодействия - эмоционально-опосредованного или делового общения со взрослым (М.И. Лисина).

В этом возрасте у всех детей, например, мелкие мышцы глаза ещё совсем не сформировались и не участвуют в процессе восприятия. Поэтому зрение работает поначалу только за счёт общей подвижности тела и его частей, причём, только в момент эмоционального взаимодействия-общения с мамой, близким взрослым. Даже бинокулярное зрение становится только в этой ситуации взаимодействия уже примерно в конце второй недели после рождения (оси глаз начинают двигаться синхронно, а не сами по себе, врождённое "косоглазие" уходит навсегда, либо, когда отсутствуют эти условия, когда здоровье ребёнка ослаблено, бинокулярное зрение задерживается в развитии). Вот почему задача овладения движениями, координация движений актуальна в этом возросте. И не только зрение, но и все остальные сенсорные системы, в т.ч. включающие контактные рецепторы, работают только за счёт движения, которое задаёт для них необходимый ритм (торможения-возбуждения, чтобы в моменты торможения восстанавливать энергию, необходимую для нормального функционирования). Вот почему А.В. Запорожец называл движение "сенсором сенсоров". Если же движения по тем или иным причинам ограничены, то и восприятие сужается, а за счёт сужения восприятия само желание, мотивация движения пропадает. И это замкнутый круг. Что же делать? Как в этих условиях дать восприятию возможность как можно полнее раскрыться, что даст уже и психологический, внутренний импульс к движению?..

Снятие спазмов, восстановление кровотока, ощущений... (если такие проблемы имеются с рождения) это одна часть, медицинская, и очень важная. При этом одновременно с медицинской реабилитацией важно не забыть о создании условий для восстановления и развития восприятия как психической функции. Нужно понимать, что вне телесного (и не только телесного, но и психологического) контакта с родителем, а, чуть позже (с 6 месяцев), ещё и полноценного общения ребёнка и родителя по поводу окружающего мира предметов - восприятие не развивается как психическая функция. Попробую описать лишь некоторые основные моменты.

Во-первых, нужно помнить, что мышцы-разгибатели, особенно в том месте, где хотя бы остаточно сохраняется повышенный мышечный тонус (новорожденный в норме рождается с этим), практически не сформировались, эти волокна совсем тоненькие (и с возникновением комплекса оживления фактически только и начинают развиваться). Разгибатели развиваются после сгибателей. И даже при наличии внутреннего мотива к движению и положительной эмоциональной нагрузки, ребёнок быстро устаёт, хотя может этого не заметить. Положительный стресс, который ребёнок должен получать во время полноценного взаимодействия со взрослым - это тоже стресс, и он очень хорош, его необходимо использовать, но умело дозируя (в любом случае,  даже при эписиндроме), ориентируясь на самочувствие ребёнка.

Во-вторых, восприятие не есть только зрительные ощущения, или только слуховые или какие-либо другие отдельные ощущения. Это комплекс ощущений. И в любом случае, особенно в ситуации, когда имеются какие-то проблемы со здоровьем, в этот комплекс должно входить как можно бОльшее количество ощущений, чтобы восприятие заработало как функция, а впоследствии укрепилось. Кроме того, необходимо учитывать, что все эти ощущения должны работать в едином ритме. Или, точнее, в ритмах, синхронизированных друг с другом. Только тогда они начинают усиливать работу друг друга, резонируя друг с другом и получая за счёт этого импульс к мощному развитию (синергетический эффект). Легче всего этого достичь, удерживая ребёнка на руках определённым образом. Так, чтобы и поддерживать при необходимости голову ребёнка (если он её не удерживает, либо в моменты, когда мышцы шеи устали), и чтобы он одновременно видел то, что мы ему собираемся показывать (и делать вместе с ним), и одновременно, чтобы хотя бы боковым зрением он мог ещё и артикуляцию (комментирующего предполагаемые детские переживания) взрослого отражать-видеть... Тот же комплекс ощущений ребёнок получит впоследствии в ходе предметной деятельности. Саму предметную деятельность в этом смысле никакая другая заменить не может (и самый первый этап общения - эмоционально-непосредственное - можно рассматривать как первый этап предметной деятельности, где осваиваемые "предметы" - это собственное тело малыша и тело мамы, взаимодействующие, общающиеся друг с другом).

В-третьих, прежде чем ребёнок захочет действовать с новым для себя предметом, чтобы его замотивировать на захват и манипулирование этим предметом, снова вспомним о том, что глаза у него начинают что-то видеть лишь за счёт движения тела и участия всего тела в процессе восприятия предмета (с которым действует кто-то вовне, а ребёнок сначала наблюдает, а потом, например, обхватывает предмет всем тельцем...). На практике это выглядит так: ребёнка периодически берут на руки и, наподобие пчёлки, порхающей вокруг цветка, перемещаются вместе с ним в пространстве вокруг действующего с предметом, демонстрирующего, презентующего смысл этого действия, другого взрослого. Если в процессе этого наблюдения ребёнок касается к объекту то ногами, то руками, то прижимается к нему животиком или грудью, т.е. получает возможность воспринять предмет всё более полно (при этом контактные рецепторы как бы "учат" видеть, слышать и обонять дистантные), а взрослый при этом обозначает речью предполагаемые ощущения ребёнка (подключается обязательно ещё и речевой слух!)..., то ребёнок вычленяет этот новый и незнакомый объект из уже знакомого "фона", его желание подействовать с ним становится наиболее сильным.

И уже после этого целесообразно выкладывать на живот и т.д... И предлагать ребёнку дотянуться до этого предмета. Вот с этого момента и начинается то, что можно назвать собственно развитием самостоятельности, субъектности (активности по отношению к содержанию, смыслу собственной деятельности)... Хотя, субъектность, в более широком смысле, начинает развиваться уже с момента зачатия - как собственная внутренняя биологическая активность уже человеческого зародыша.

Но ребёнок, даже здоровый, не может долго наблюдать за объектом. Он немного посмотрел, покрутился вокруг наподобие пчелы, ему показалось, что он нечто важное для себя увидел, понял что это такое, для чего оно, как с ним действовать, и он тут же начинает пробовать. Понятно, что с первых попыток обычно ничего не получается (но опыт действий, образ действий с предметом - уже накапливается). Тогда он  обращается за помощью к взрослому, просит (доступным способом, может невербально, хотя бы с помощью жестов и мимики) продемонстрировать эти волшебные действия, и снова наблюдает, но уже более осмысленно-целенаправленно, решая определённую предметную задачу, которая обозначилась как проблема уже в ходе первых манипуляций... И так может происходить довольно долго, пока предмет не будет освоен и осмыслен, пока движения не приспособятся к нему... У ребёнка, скажем, с ДЦП, этот процесс ещё более растягивается по времени. Значит, брать на руки придётся каждый раз, когда ему нужно вновь "примерить"-сопоставить свой, найденный им способ действий со способом действий взрослого. (А кроме того что в момент, когда мы удерживаем ребёнка именно на руках, его восприятие, включая зрительное, начинает работать наиболее эффективно, у нас самих мышцы периодически затекают, мы вынуждены перемещать его тело в своих руках - тем самым ни одна из мышц ребёнка тоже не затекает; вот почему никакие слинги и пр. штуки не заменяют рук матери или отца...) Всё это и есть предметное мышление во плоти.

Работает восприятие так: 1 к 3. Короткий период времени - двигательное и зрительное сосредоточение (поначалу длящееся каких-нибудь несколько секунд); и примерно два таких же по времени периода на восстановление сил...
Ещё нужно помнить, об этом уже упоминал, что все контактные рецепторы, особенно расположенные во рту - самые развитые, их количество там гораздо больше, чем даже на стопах ног и кистях рук. Поэтому запрещать "тащить" в рот какие-то предметы, значит ограничивать восприятие. Нужно не запрещать, а предметную среду иметь достаточно чистую и безопасную. Рецепцию во рту просто необходимо подключать в обследование и освоение предметного мира. Дистантные же рецепторы (зрение, слух) развиваются в самую последнюю очередь, хотя и включены с самого начала в процесс восприятия как его неотъемлемая часть. И развиваются они только на базе достаточно мощного уже развития контактных.
Также, сначала всё тело целиком, вся моторика оптом, самые крупные мышцы и их координация становится, и только потом, на их базе - средние мышцы и их координация (о развитии мелкой моторики в раннем возрасте говорить рано)... Поэтому даже массаж нельзя начинать с отдельных частей тела. И делать его могут только специалисты, медики, а не дефектологи и логопеды с педобразованием. Причём, для здорового ребёнка самый лучший массаж - это "самомассаж", который он получает только в процессе самостоятельной предметной деятельности, самой разной по характеру (поначалу, она слита с совместной со взрослым деятельностью - прежде всего, бытового характера).

Сначала развиваются координации (ТЕЛО ЦЕЛИКОМ-)НОГИ-ГЛАЗА(-СЛУХ)-ПРЕДМЕТ, и только после этого подключаются (тело)-руки-глаза(-слух)-предмет. В момент освоения ручных координаций ребёнок при наблюдении за действиями взрослого с предметом должен иметь возможность накладывать свои руки на действующие руки взрослого (руки учат видеть и глаза)... Но не наоборот, как это принято делать в традиционной методике, когда руками ребёнка взрослый при "обучении" начинает действовать наподобие куклы (т.н. "обучающие" движения опасны даже для обычного ребёнка, т.к. формируют стереотипные и по большей мере механические движения, а не способность действовать органично, исходя из найденных опытным путём наиболее удобных для себя, индивидуально, наиболее экономичных энергетически и не причиняющих боли - если это особый ребёнок - движений).

И ещё очень важно, особенно поначалу, чтобы обе части тела действовали синхронно, вместе обхватывая предметы и манипулируя ими. Сильная сторона учит слабую (если есть ослабленные части тела). Поэтому и массаж, если применяется, то только би-латеральный, с одновременным проговариванием названий тех частей тела, которых касается взрослый (то же самое и при купании)...

После рождения, ребёнок получает возможность лучше всего "увидеть" маму в момент, когда находится у матери на руках, особенно, в момент кормления. Самое оптимальное расстояние, на котором он начинает видеть покачивающийся в поле зрения объект - как раз то физиологически выверенное природой расстояние, когда ребёнок находится у мамы под грудью (это же самое оптимальное расстояние - расстояние вытянутой руки - сохраняется и в момент предметной деятельности, или, иными словами, эмоционально-опосредованного общения со взрослым, следующего за эмоционально-непосредственным общением, которое являлось ведущим видом общения-деятельности для младенца до 6 месяцев). При этом видеть он начинает не за счёт того что мельчайшие мышцы, которые держат хрусталик, начинают работать и фокус зрения регулировать, а именно за счёт того что и лицо мамино, и её мимика, и артикуляционный аппарат постоянно движутся и покачиваются в поле зрения, + тело ребёнка покачивается в ритме её речи и движений, если она всё время удерживает ребёнка на своих руках и обращается к нему как к живому и понимающему со-знанию. В этот момент и все остальные ощущения (тактильные, обоняние, вкусовые...) так же синхронизируются, резонируют друг с другом, взаимно усиливая работу друг друга, за счёт чего и усиливается общий поток восприятия, в т.ч. зрительного, слухового и обонятельного. Дело в том, что молодая мама, как и любой из нас, не может говорить в одном ритме, а двигаться в другом. Но и задать наибольшую синхронизацию всех этих ощущений ребёнка, кроме как удерживая ребёнка на руках, примерно на том базовом расстоянии от своего лица, как и во время кормления, никаким другим способом, к сожалению, или к счастью, почти не возможно. Но ведь и слышит ребёнок точно также: не за счёт тонких мышц внутри ушка (и зрение, и слух, и обоняние - дистантные рецепторы, они созреют самыми последними), а за счёт того что все ощущения в момент восприятия включены и объединены ритмом движения всего его тела, включённого в единое целое с движущейся мамой, за счёт оптимального расстояния от главного источника самого значимого для него звука - её речи, к нему обращённой, за счёт того что она вместе с ним действует, практически не выпуская из рук (готовит ли пищу, стирает ли его распашонку, гремит ли ведёрком или тазиком, с помощью которого собирается вымыть часть пола, на который нечаянно уронила миску с кашей...) - все эти внешние звуки синхронизируются со всеми другими ощущениями и его движениями, но лишь при условии, когда он у мамы на руках. А движения, как говорили все наши и не только наши психофизиологи, есть сенсоры сенсоров. Они объединяют работу всех сенсорных систем, они же их и развивают. Так как в каждый из сенсорных аппаратов входит моторика, без которой аппарат этот ничего даже не сумеет ощутить. Кольцо, надетое на палец, перестаёт со временем ощущаться, т.к. оно на нём неподвижно... Именно по этим причинам в дошкольном детстве нельзя развивать отдельно от всех остальных сенсорных систем какую-либо одну или, скажем, парочку из них (особенно, это касается тех, которые включают в себя дистантную рецептику! - зрение, слух, обоняние), нельзя строить коррекционные и развивающие занятия вне контекста общения и доступной для понимания, интересной для ребёнка деятельности (ещё раз напомню, что до 3-4 лет это деятельность предметно-бытового характера). Психика ребёнка с рождения целостна (синкретична), и подобные "коррекционные" занятия лишь ослабляют ощущения, а не восстанавливают их. По тем же причинам нельзя отдельно заниматься с ребёнком развитием речи (в норме, по крайней мере, до 3-4 лет, а при ЗПР и др. более сложных отклонениях, до 5-6 и более лет), тем более, её отдельных сторон, например, произносительной, или допустим жестовой и мимической речи..., в русле одного лишь общения, без обращения к окружающей реальности - ближайшему миру предметов.

Да, ребёнок начинает наиболее активно воспринимать мир именно в момент нахождения на маминых руках и при условии, если у мамы имеется огромное количество неотложных дел по дому (это очень важно!), требующих массы всевозможнейших движений. (Да, в условиях, скажем, телесной терапии можно задать некий эрзац оптимального взаимодействия мамы с ребёнком вне занятости мамы бытом во всех его проявлениях. Однако, это будет всего лишь эрзац, слабое подобие того, что может и должно быть.). И воспринимает ребёнок этот мир по-началу только за счёт этой маминой активности, за счёт того что маме постоянно нужно: то перекладывать его с одной руки на другую; то на колени свои пристраивать, чтоб руки освободить и взять в руки клубок и что-то там поштопать...; то пристраивать его у себя где-то за спиной и на плече, чтобы изловчиться скажем что-нибудь простирнуть; то вынужденной прилечь вместе с ним и положить его у себя на боку и в это же самое время достать из-за дивана закатившийся туда предмет или вымести веником какой-то мусор, при этом ни на секунду не упуская из внимания и ребёнка (научиться этому важно не только маме, которой хочется не только работу по дому переделать, но и с ребёнком общаться, поскольку любит она его, чтобы научиться чувствовать ребёнка впоследствии на каком угодно удалённом расстоянии, но и прежде всего ребёнку это необходимо); то положить его на согнутые в коленях ноги, например, на голени, пока она, сидя на попе, пристроилась на небольшой табуреточке помыть в тазике картофель, морковь и свёклу для борща (т.к. ещё ведь и муж придёт с работы, его тоже надобно накормить, вернее, хочется накормить :)... И чем больше у мамы вот таких самых разнообразных дел по дому, чем меньше надо ей специально выдумывать для себя и ребёнка какие-нибудь эрзац-"занятия", направленные обычно лишь на одно, - на компенсацию отсутствия полноценного, вот именно такого бытового совместного взаимодействия и хлопотам по дому, ожиданием любимого мужчины с работы и т.п., - тем больше у ребёнка шансов развиваться наиболее активным образом.

Но суть ещё и в том, что очень скоро, для того чтобы поддерживать впоследствии уже самостоятельно подобный же, ставший привычным уже и для обоих (матери и дитя) уровень интенсивности восприятия, который вызывает у них к тому же массу эмоций, положительных переживаний, ребёнок интуитивно вынужден будет пытаться воспроизвести и подобный же уровень двигательной и речевой активности!.. Да, и речевой. И вот это очень интересный момент!.. Становясь взрослее ребёнок, привыкший не только действовать с мамой, но и речь её постоянно слышащий (которая уже накрепко связалась условно-рефлекторно со всеми событиями в его жизни, в том числе повторяющимися событиями; если конечно мама при этом не молчала и не в двух-трёх скупых словах всё это комментировала, не дай бог, ещё и нечленораздельно или "сюсюкая", подражая как бы "детской речи"), в ситуациях, когда будет оставаться один и какое-то время действовать самостоятельно с уже освоенными предметами, и уже без взрослого, в силу своей психической (душевной) природы, в этих новых для себя условиях будет воссоздавать прежнюю ситуацию взаимодействия с мамой, стараясь как можно более точно, целостно её припомнить - в том числе, и речь взрослого, сопровождавшую эти его прежние воспоминания, будет пытаться припомнить и как бы "за маму" всё что нужно сказать во время деятельности - обязательно "сказать" (уж как выйдет, насколько хватит памяти и позволит имеющийся артикуляционный аппарат; иначе же, "если всё это сделать не так как было, оно же будет "неправильным", а значит, и сделать ничего не получится!".:))

Это самое начало, и очень коротко, в целом. Но, наверное, нужно было бы начать рассказ ещё с момента рождения, а может чуть раньше, чтобы уже ничего не упустить?.. Можно конечно о том же самом, и уже более подробно останавливаясь на каждом этапе рассмотреть, если у кого-то из читателей возникнет такое желание... Например. Можно рассмотреть некоторые моменты внутриутробного развития, влияющие на становление функции восприятия...

Уже через несколько месяцев внутриутробного развития закладываются во внутреннем ухе будущего младенца вестибулярный аппарат и слух. Ребёнок начинает "слышать" звуки маминой речи (в основном только низкие обертона, ещё звуки работы перистальтики...) и в это же время ощущает покачивание собственного тела в околоплодных водах. Именно они образуют возможность установится первому базовому ритму коры ГМ. Если же базовый ритм сложился недостаточно, или нарушен, то и восприятие как функция может затормозиться в развитии. Даже незначительные на первый взгляд факторы могут приводить к минимальной дисфункции коры: если скажем, мама включала музыку во время обычных домашних своих хлопот, сидела за включенным телевизором или перед муз.центром, посещала какие-то шумные компании (училась в институте...) или принимала их у себя дома, ездила на машине с включённым радио... - всё это не способствует, а препятствует формированию синхронии в работе сенсорных систем. Если были какие-то из этих негативных моментов, важно теперь это понять и устранить их из образа жизни ребёнка, семьи...

И ещё, очень важное, на мой взгляд, хотя я об этом уже говорил. Важное именно для восстановления восприятия и введения ребёнка в общение-взаимодействие по поводу обычной нашей бытовой деятельности.
Ребёнок до определённого момента может почти не начать воспринимать окружающий мир, даже мамино лицо, если интенсивность этого восприятия не задать сразу оптимально достаточную. Определить оптимальность этой интенсивности можно лишь исходя из его эмоционального отклика. Не переборщить с эмоциями тоже важно, чтобы ребёнок не устал от положительных эмоций, от потока восприятия. Поэтому, как я уже говорил, после нескольких секунд интенсивного восприятия всегда нужно дать в 2-3 раза больше этого же времени ему на отдых, переключая на более спокойные формы взаимодействия, менять виды деятельности довольно часто (постепенно все дела переделываем, как бы по "кругу", дозировано увеличивая время занятий одной и той же деятельностью). Но и отсутствие эмоционального отклика также говорит об отсутствии оптимальной работы восприятия (бывают случаи, когда восстанавливать восприятие ребёнка уже в 9-летнем возрасте приходится с самого начала - с восстановления комплекса оживления), а следовательно условий для становления и развития предметного мышления (как ранней базовой формы мышления) и всех других психических функций.

Есть дети*, которые начинают воспринимать мир только тогда, когда взрослый на своих руках их несёт, а сам при этом практически летит по комнате или на какой-то полянке, или в бассейне, где достаточно много пространства для подобных движений-полётов, либо раскачивает ребёнка почти как на качелях. И только через несколько секунд таких полётов, когда ребёнок эмоционально захвачен и воспринимает наиболее полно ситуацию, можно уже приземляться, скажем, к кастрюльке, вокруг которой летали и покачивались и колдовать над нею какое-то время вместе: наливать воду, попутно с нею (с водою) играясь, ставить кастрюльку на плиту, заправлять её промытым рисом, так же, попутно играясь уже с этим рисом, погружая в тёплую воду то обе ножки и потоптавшись на рисе, то обе руки (если руки готовы к погружению, ребёнок может это сделать с Вашей помощью - мама подносит его к тазику, ребёнок погружает туда руки...). Потом наступает момент, когда можно отдохнуть и от риса, и от кастрюльки (с которой тоже предварительно можно и даже нужно поиграться - например, открывать и закрывать её звонкую крышку, обхватывать её своим телом, когда она ещё пуста, но достаточно тёплая конечно...), лечь с ребёнком рядом на приготовленный матрасик, может быть где-нибудь прямо рядом с кастрюлей, дать ему удерживаться на своём теле в момент, когда взрослый то приподнимается сам и снова ложится на спину, то приподнимает ребёнка на руках вверх и снова возвращает на грудь, вызывая ответную эмоциональную реакцию...

Ну, и наверное последнее, очень коротко. О пороге восприятия, что способствует его снижению.
Это: "сюсюкание" с ребёнком, в смысле попыток подражать "детской речи", невнятный взрослый комментарий происходящих с ребёнком со-бытий; молчаливый стиль "общения" мамы или близкого взрослого с ребёнком, когда всё основное взаимодействие, начиная с кормления грудью, мама проводит в молчании (а говорить начинает, скажем, в основном тогда, когда книжечку в руки берёт, дабы ребёнку почитать, либо что-то другое берёт, продвинутое и дорогое пособие, купленное в центре развития, но тоже очень-очень "важное" с точки зрения какой-нибудь "передовой педагогической науки"); любые беседы, разговоры с ребёнком, не связанные напрямую с ситуацией взаимодействия, на темы, далеко отстоящие от тех реальных ощущений, событий, которые ребёнок в данное время и в данном месте воспринимает-переживает; любимые наши сосочки-пустышки; замена кормления грудью молочными смесями; памперсы на все случаи жизни, например, на ночь; тугое пеленание; "бинтование" кистей рук, дабы ребёночек не изуродовал себя; одежда, которая излишне сковывает движения ребёнка, "окукливает" его - на важно, дома или на улице; модные и столь же любимые кенгурятники и слигни, применяемые в ситуации, когда маленьких детей в семье вовсе не пятеро и даже не двое; игрушки в больших количествах, особенно, мягкие, которые для развития не играют почти никакой роли в этом возрасте, но в качестве мусора засоряют пространство восприятия и способствующие формированию т.н. полевого поведения, когда ребёнок как бы начинает "слоняться" от одного предмета к другому в надежде понять, что же это такое, для чего оно, и не успев осмыслить его в какой-нибудь степени переходит к следующему...; вообще, любые предметы, неосвоенные ребёнком и никому в доме не нужные, неиспользуемые никем и фактически захламляющие дом, особенно, то пространство, в котором он живёт непосредственно; отвёрнутые от мамы коляски, т.к. вне общения с нею восприятие тормозится, "замыливается"; игрушки, подвешиваемые над кроватью с целью занять ребёнка в момент бодрствования вместо того чтобы начинать с ним взаимодействовать и жить; детские манежи; ходунки; огромное количество впечатлений, даваемое ребёнку сразу, одномоментно, например, во время дня рождения, когда он получает множество новых игрушек, после чего на следующий день можно уже восстанавливать психосоматическое здоровье; любые бесцельные для самого ребёнка прогулки, ради того чтобы "подышать свежим воздухом", прошвырнуться с коляской до знакомых, поболтать с ними о том о сём; приглашение в дом различных гостей, которым нет никакого дела до младенца, ведение с ними различных бесед в присутствии малыша; ранние путешествия, которые младенцу не нужны вовсе, и ребёнку до 3-х лет противопоказаны в принципе, ему бы собственный дворик около дома к 3-м годам освоить, не "замылив" восприятия, не до жиру...; чтение книг, рассматривание картинок, просмотр мультфильмов...; всевозможные протёртые продукты в красивых баночках для малышей; работающие в квартире или в машине музыкальные центры, телевизоры, компьютеры, радио; плеер, прикладываемый к животу беременными женщинами; посещение беременными общественных мест с большим скоплением народа; укачивание ребёнка в коляске до состояния лёгкого сотрясения мозга; такие радикально закаливающие процедуры как обливание ребёнка холодной водой, купание его в проруби, либо когда взрослые ходят по дому укутавшись в шубы, а дети спят чуть ли не инеем покрытые; "развитие" отдельно от всех остальных сенсорных систем какой-либо одной или, скажем, парочки из них (особенно, это касается тех, которые включают в себя дистантную рецептику! - зрение, слух, обоняние),попытки  строить коррекционные и развивающие занятия вне контекста общения и доступной для понимания, интересной для ребёнка деятельности; попытки отдельно заниматься с ребёнком развитием речи (уже до 3-4 летнего возраста, особенно, при ЗПР и более сложных отклонениях), тем более, её отдельных сторон, например, произносительной в русле одного лишь общения, без обращения к окружающей реальности - ближайшему миру предметов... ... ... Список можно будет расширить.
Есть ещё ситуации, способствующие неоправданному повышению порога восприятия и интереса по отношению к определённым вещам (компьютер, калькулятор, гаджет; любая искусственная предметная среда, скажем, специализированная монтессори-среда, предназначенная вроде бы для коррекции сенсорики, и в то же время, к реальному быту отношение практически не имеющая, подменяющая его...), мягко говоря, не способствующих развитию; ситуации, способствующие формированию страхов, например, вследствие помещения кроватки ребёнка слишком далеко от родительской спальни, когда родители долгое время не слышат, что ребёнок проснулся ночью и чем-либо обеспокоен, и приходят лишь тогда, когда ребёнок уже весь в слезах и сжался от страха и отчаяния; ситуации, способствующие формированию предпосылок для возникновения дидактогений, связанных с ранним обучением чтению, письму и счёту...

Из книг могу посоветовать следующее.
Первый источник - статьи и материалы, размещённые на сайте, посвящённом авторской образовательной концепции В.В. Степановой "Росток. Школа развития индивидуальности": http://rostok54.ru/ Здесь есть форум, где можно задавать вопросы самой Валентине Васильевне.
Очень многое хорошо описано у С.Л. Новосёловой в кн. "Генетически ранние формы мышления" (по итогам многолетнего сравнительного исследования развития детей от рождения до 3-4 лет и приматов). У неё приведены даже системы занятий, схемы и фото пособий. Теоретически много правильных идей, хотя, исследование было ещё в советские времена проведено. Но практически я посмотрел недавно. Те же подвесные погремушки и колокольчики, которые прочно вошли в современный обиход. Не для всех детей они подойдут. Потому что, исходя из определения восприятия (т.е. когда начинают работать в едином синхронизированном ритме почти все сенсорные центры коры) не желательно, чтобы от одного прикосновения к предмету возникало множество звуков. Это может притормозить развитие восприятия.
По возрастной физиологии (психофизиологии) книги тоже все только старые, новых нет. Это Д.А. Фарбер. Есть ещё Г.И. Поляков, М.Н. Ливанов, Т.П. Хризман, А.А. Александрян. Из возрастной психологии в основном М.И. Лисина, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, В.П. Зинченко, П.Я. Гальперин...
Совсем ничего не встречал о том, как одновременно с коррекцией восприятия и координации крупной моторики создать условия для освоения ребёнком первого и такого идеального "предмета", как мама (возможно, что-то по телесной терапии  и подойдёт, если авторы учитывают и восприятие-развитие речи, включая смысловую её сторону (мышление), и включённость ребёнка с мамой в обычную бытовую ситуацию, а не в искусственно созданную среду...). Как ему для начала хоть на мгновение научиться удерживаться на своей маме, на различных частях её тела, цепляясь например за шею и плечо обеими руками и обхватывая ногами спину, не переставая при этом с нею общаться, воспринимать самое тонкое и подвижное, что есть в мире - мамино лицо, мимику, речь. Первые предметы, которые ребёнок получает для манипулирования - достаточно крупные и достаточно твёрдые - это очень важно (КАК МАМА!), чтобы оставалась возможность включения и развития всей моторики, начиная с ног и животика с грудью + собственный зрительный контроль и мамин речевой комментарий...

________________________________________________
*У меня были дети, которым приходилось восстанавливать всё это уже почти в подростковом возрасте. Скажем, один ребёнок видел и поэтому "любил" практически только быстро проносящиеся мимо поезда. Очень любил качели и всякие аттракционы, которые могли нести в пространстве тело и заставлять его видеть хотя бы быстро мелькающий перед глазами и возникающий в этот момент мир. Мы стали ходить с ним на экскурсии и в игре он впервые моделировал именно поезд и железную дорогу. Отсюда только мы могли переходить на восприятие всего остального мира, включая собственную его комнату, где он не видел никогда, что скажем диван может вообще быть отделён от стены, быть от неё отодвигаемым (для ребёнка стена и диван, и шкаф... - всё это было одним сплошным неподвижным фоном, он никогда не двигал их, не принимал участие в уборке комнаты...)
_________________________________________________

Дмитрий Зорин

0-6м, 18-24, слинг, Что читать, Психология, Игры и игрушки, видео, Питание, 6-12м, Прогулка, Развитие, 13+, 12-18, Беременность, Здоровье, Опрос, 2-3г

Previous post Next post
Up