princalya пишет здесь -
http://princalya.livejournal.com/286492.html Как любой мозг научается читать
Пока суд да дело, опишу процесс обучения чтению по материалам видео-лекции- Prof. Stanislas Dehaene
https://www.youtube.com/watch?v=25GI3-kiLdoЭто французский нейрофизиолог. Надеюсь, все правильно разобрала, английский в исполнении француза не всегда прост.
Он доступно описывает освоения навыка чтения, через зоны мозга, отвечающие за зрение, слух, понимание.
Начинается все с объяснения принципа работы мозга при прочтении одного слова.
Сигнал бежит по мозгу, не останавливаясь только в одной зоне. Он переходит с одной на другую, показывает он на презентации. Так мы можем понять, какие зоны мозга задействованы. Сигнал заходит в зрительную зону сзади мозга, и идет дальше вперед.
Сначала в рядом стоящую зону распознания букв - "коробку с буквами", потом еще минимум в две системы - систему понимания значений слов, и в систему произношения звуков - говорения.
Дошкольники тоже пользуются речью, используя вышеозначенные зоны. Что я хочу сказать, чтение, как навык не создает в мозгу какие-то свои структуры, а использует уже существующие. Когда ребенок идет в школу, у него уже есть все, чтобы читать.
ТОлько остается создать связи между системой визуального восприятия и говорения.
Получается, нет сензитивного периода для чтения. Взрослые так же обучаются, как и дети, разве что медленнее.
Ускорить формирование связей никак нельзя, разве что сделать так, чтобы внутренние химические процессы изменились и позволили вам лучше фокусироваться на изучаемом. Лектор предлагает, например, наградить ребенка,поощрив его мозг, или дать ему больше спать.
После того, как человек учится читать можно увидеть изменения, произошедшие в его мозгу.
Зона в задней части мозга, называемая "коробка букв" - визуальное распознавание букв становится активной. Но только тех букв, которые вы знаете, не китайских иероглифов. То есть, распознание происходит по форме буквы.
Что еще интереснее, это изменения в зоне говорения. Кора воспринимает звуки иначе. Соединение между визуальной зоной и зоной восприятия звуков меняется.
Конечно, эта зона "коробка букв" - не была создана природой под чтение. Изначально она отвечала за распознание лиц, визуальное различение объектов. Возможность различать лица падает, когда ребенок научается различать буквы. Слова конкурируют с лицами для этой зоны мозга. Ресурса не хватает на все.
Кстати, эта же особенность объясняет то, что некоторые дети пишут иногда слова зеркально. Дело в том, что у нас есть механизм, помогающий понять ,что эти два лица одинаковые, несмотря на то ,что они зеркально расположены:
Точно так же буквы для ребенка одинаковы и ему требуется разучиться использовать этот механизм, чтобы писать правильно. В этом нет ничего общего с дислексией.
Среди учителей очень много дебатов ведется на счет того, учить ли детей звукам каждой буквы или запоминать слова целиком.
Дело в том, что выбора нет.
Будучи взрослыми, мы и не помним, насколько чтение сложно. У нас присутствует иллюзия цельнословного чтения.
Однако, это не так, мы читаем по буквам. Цельнословное чтение - это миф. Мозг читает букву за буквой.
Чтение задействует визуальную систему для распознавания букв и соединения букв со звуками.
Как мозг учится читать
Сначала в мозгу ребенка устанавливается прочная корреспонденция между символами букв и их звучанием.
Эта связка символ - звук - основополагающая, жизненноважная для научения чтению. Это самый быстрый способ обучению читать и пониманию.
Как только эта связь (Letters-Sounds на рисунке) установилась, начинается период самообучения.
Дети расшифровывают символ, распознают его аудиально и понимают его.
Это дает развиться второму прямому пути от визуального канала к пониманию значений. (нижний желтый канал)
Ребенок и сам может его создать эту связь, если обучается читать самостоятельно, без учителя.