источник:
http://us2.campaign-archive2.com/?u=833bf5395122c8de57f99f863&id=853c245786&e=1f167bea18 Хотя изначально статья написана об американцах и для американцев, сходства между американцами и россиянами видны, особенно в поколении двадцати-тридцатилетних. Это
статья о счастье и разочаровании. Автор - Тим Урбан, ведущий блога
Waitbutwhy.com Статью публикую в переводе и адаптации.
О чем плачут в двадцать пять
Знакомьтесь. Это Люси.
Люси - представитель поколения Y: людей, рожденных в конце 70-х - начале 90-х годов. Сейчас им по 20-30 лет, они закончили вузы и теперь работают. Если они работают в большом городе и занимаются интеллектуальным трудом, их называют «Юппи» - young urban professionals, молодые трудоустроенные горожане. Люси как раз такая.
В целом у Люси всё хорошо. Почему же она такая несчастная?
Разберемся сначала, откуда берется счастье. На удивление, формула простая:
Ничего мудреного. Если ожидаешь больше, чем получаешь - ты несчастлив. Если наоборот - счастлив.
Интересно, что объективная реальность играет второстепенную роль. Она сама по себе не делает человека счастливым или несчастным - только в сочетании с ожиданиями. Если ребенок ожидал на день рождения игровую приставку «Иксбокс», а получил велосипед «Мерида», он, скорее всего, расстроится. Если же он ожидал хоть какой велосипед, а получил целую настоящую «Мериду», он будет прыгать до потолка.
Со счастьем разобрались: чтобы быть счастливым, нужно, чтобы реальность превосходила ожидания. Откуда у Люси завышенные ожидания?
Чтобы лучше это понять, познакомимся с ее родителями.
Родители
Дедушка и бабушка Люси - представители «великого поколения». Они выросли во времена «Великой депрессии» - экономического кризиса в США в 1930-е гг. В ранней юности они видели нищету и безработицу. Во время Второй мировой войны они либо служили, либо работали на заводе, где и познакомились.
После кризисных тридцатых и военных сороковых в Америке наступают зажиточные пятидесятые: реальный сектор растет, у всех полно работы, денег хватает. Ветеранам войны (тогда еще двадцатилетним парням) выдают льготные ипотеки, американские архитекторы начинают типовую коттеджную застройку пригородов, у молодых семей появляется доступное жилье, автомобили, телевизоры и другие элементы американской мечты.
Дедушка с бабушкой женятся (массово, в масштабах целого поколения), и у них рождаются дети. Происходит демографический взрыв - «бэби бум». Америка наполняется счастливыми детьми пятидесятых, которые увидят нищету только в документальных фильмах.
Дедушка с бабушкой учат своих детей, что главное в жизни - стабильная работа и устойчивый доход. Они хотят, чтобы в их жизни еда была вкусной, а трава - зеленой. И вот их дети, родители Люси, вырастают с мыслью о стабильной и долговечной карьере. Вот такой:
Родители Люси знают, что они обязательно доберутся до этой зеленой лужайки. Нужно лишь много работать:
Родители успешно переболели культурой хиппи в 70-х годах и радостно взялись за свои карьеры. И тут в 80-х и 90-х американский мир переживает небывалый экономический рост. Растет всё и во всех отраслях, деньги прут из всех щелей, успевай только зарабатывать.
Наши герои - смелые и уверенные в себе люди. Они честно трудились и заработали даже больше, чем планировали. И дом купили лучше, и жизнь обустроили удобнее. От этого к зрелости у них сложилось общее ощущение удовлетворенности жизнью:
У родителей Люси не было перед глазами войны и затяжного экономического кризиса. Они уверены, что все всегда будет хорошо - нужно лишь трудиться. И они воспитали свою Люси в этой же традиции, но в еще более утрированной манере: будто ее возможности безграничны, и Люси (и все ее сверстники) может стать кем захочет.
Начинались девяностые. По телевизору показывали молодых «Бэкстрит бойз» и живого Кобейна, а маленькие мальчики и девочки впитывали идею, что они уникальные, их возможности безграничны, а по жизни им во всем зеленый свет. Более того, им не подходит унылая судьба родителей, которые просто добились финансовой стабильности. Стабильность - это скучно. В жизни поколения Y должны происходить удивительные вещи. На их лужайке обязательно зацветут цветы:
Отсюда первый факт о Люси, который важно понять:
Люси запредельно амбициозна
Люси и ее ровесники хотят не просто комфортную жизнь и достаток. Это для них слишком мелко. Если родители Люси воплощали «Американскую мечту», то сама она будет воплощать свою собственную, уникальную, мечту.
Писатель и исследователь Кэл Ньюпорт проследил рост популярности фразы «следуй за своей мечтой» (follow your passion), который пришелся на последние 20 лет. Для анализа использовался гугловский инструмент Ngram Viewer: он показывает, как часто в англоязычной прессе встречаются определенные словосочетания. Сравните, как падает популярность «стабильной работы» (a secure career) и растет популярность «работы для души» (a fulfilling career):
Должен оговориться: Люси и ее сверстники хотят материального достатка не меньше, чем их родители. Но, вместе с тем, они хотят, чтобы работа приносила удовлетворение. Об этом «бэби-бумеры» и не мечтали.
Однако Люси не только запредельно амбициозна. С раннего детства в ней укореняется еще одна мысль, почерпнутая у родителей:
И тут настало время поговорить о второй особенности Люси и ее друзей:
Они живут в мире фантазий
«Ну да, конечно, все мы добьемся в жизни счастья и успеха. И все мы найдем работу по душе и заработаем на ней. Но я-то особенная. А значит, мой жизненный путь тоже будет особенным, я оставлю след в истории и вознесусь над толпой», - думает Люси на занятиях в колледже.
И вот у нас целое поколение Люсь, которые не только убеждены, что на их лужайке зацветут цветы. Каждая отдельная Люси убеждена, что как только она закончит вуз, ее лужайка станет особенно прекрасной, -
- над ней воспарит волшебный пони-единорог:
Это заблуждение сыграет с Люси злую шутку, когда она получит диплом.
Если родители Люси готовились к многолетнему упорному труду, то Люси пребывает в уверенности, что ей-то, такой особенной и замечательной, работа будет даваться легко. Нужно лишь выбрать направление по душе и подождать, пока ее талант обнаружат. Вот как Люси видит свою карьеру на старших курсах вуза:
Но, увы, настоящая работа - это кровь, пот и слезы, даже если вы не метите на цветастую лужайку с единорогами. Чтобы выстроить невыдающуюся, но хотя бы устойчивую карьеру, потребуется много лет выдающегося труда. К такому Люси жизнь не готовила. Она ожидала, что сейчас год-другой, и она станет новым Джобсом-Цукербергом.
Но она не станет, силенок не хватит. И она не готова это принять.
Профессор Пол Харви, признанный люсивед и психолог, исследовал мировоззрения людей поколения Y. Он отмечает, что его представители «имеют нереалистичные ожидания от жизни и необоснованно высокое мнение о себе», а также «болезненно сопротивляются критике». «Не прикладывая достаточно усилий, такие люди, тем не менее, продолжают ожидать от жизни серьезного вознаграждения, - пишет Харви, - и продолжают разочаровываться».
Несмотря на то, что Люси о себе самого высокого мнения, у реальности свой взгляд. Вот где наша Люси оказывается спустя два года после вуза:
Наша героиня выстроила нереальные ожидания от работы, и, естественно, разочаровалась. Из-за несоответствия ожиданий и реальности она несчастна.
Но это не всё. Есть еще одна проблема, которая усугубляет положение Люси.
Над ней все как будто издеваются
Понятно, что среди поколения родителей Люси кто-то богаче и кто-то счастливее. Но так как большую часть жизни эти люди прожили без Фейсбука, они не особо в курсе, как складывалась карьера сверстников. Они жили себе и занимались своим делом, оглядываясь в лучшем случае на лужайку соседа.
А вот Люси преследует новомодный общественный феномен: брехня в Фейсбуке.
Из-за соцсетей Люси живет в мире, в котором а) люди постоянно публикуют информацию о себе; б) то, что они публикуют, часто не соответствует действительности; в) в основном, окружающие делятся своими успехами и помалкивают о неудачах.
Если посмотреть на страницу в Фейсбуке типичной одноклассницы Люси, то там будут сплошные вечеринки, знакомства с известными людьми, заграничные поездки, подарки от поклонников и дорогие рестораны. И нигде не будет написано, что она на самом деле подрабатывает текильщицей в клубе, занимает деньги у родителей, а эти розы купила себе сама. Это называется «конструирование имиджа».
Из-за этого у Люси складывается чувство, будто у всех кругом все прекрасно, и она одна такая дура, ничего в жизни не добилась.
Вот почему Люси чувствует себя не на месте. И хотя она, скорее всего, начала свою карьеру очень даже успешно, она мучается от ощущения собственной несостоятельности.
Что бы я посоветовал таким, как Люси:
- Оставаться такими же амбициозными. В мире хватает возможностей реализоваться, нужно лишь брать и делать. Может быть, все получится не так, как вы планировали, но что-то точно получится. Главное - делать.
- Перестать считать себя особенными. Правда жизни в том, что вы неопытный молодой человек, которому пока что нечего предложить миру. Чтобы это появилось, нужно трудится, долго и изо всех сил.
- Не смотрите по сторонам. Сейчас ничего не стоит создать себе образ состоятельного и успешного человека. Если ваши друзья и знакомые кажутся успешными, не спешите делать выводы. Возможно, они просто держат Айфон под правильным углом. Вам же нужно заниматься своим делом честно и от души - тогда не будет причин завидовать другим.
Максим Ильяхов
Редактор Мегаплана
От редактора
Эта статья попалась мне на глаза в минуту смятения, и она же помогла его разрешить.
Примерно год назад в интернете засветилось новое дерзкое пиар-агентство. Они рекламировались на популярной площадке, сделали пару ярких кейсов, я заинтересовался и подписался на них во «Вконтакте». Скоро увидел, что девушка-основатель этого агентства не только на два года младше меня, но и была у меня в друзьях, из чего я сделал вывод, что мы с ней вместе учились на ин.язе.
Это был удар по самолюбию. Девица с моего родного ин.яза на два года младше меня запустила успешное пиар-агентство, а я, как лох, сижу тут и строгаю статьи? Позор мне.
С этим позором в голове я ходил месяца три. Сначала пытался устроиться к ней на работу, чтобы приобщиться к ее истории успеха. Оба раза это заканчивалось деликатным, но твердым отказом. От этих отказов моя самооценка только страдала.
Потом я стал думать, как бы мне скорее открыть собственное агентство, чтобы никто не смог мне отказать. К счастью, я быстро увидел, что силенок и дисциплины на агентство мне не хватает.
Когда я прочитал эту статью о Люси, я не успокоился. «Плевать на других, я же особенный!» - всерьез думал я, - «Я должен в 25 лет создать что-то, что останется в истории». Поэтому 1 января 2014 года я начал тайно превращать свои больные амбиции в книгу о копирайтинге. Я должен был доказать миру, что я есть. Книги не получилось, но получилась пара желчных эссе, которые мне хватило ума не опубликовать.
И вот на книге до меня дошло: я мнил себя великим писателем, хотя сделал за свою жизнь всего ничего. И писать мне было не о чем. И ничем я не лучше тех копирайтеров, которых высокомерно высмеивал в своих первых эссе. И сила моя не в том, что я уже что-то сделал. Сила в том, чтобы не стоять на месте, а карабкаться дальше, не оглядываясь по сторонам.
Позже я выяснил, что девушка, которая открыла агентство, на самом деле училась на журфаке, и агентство у нее получилось не на ровном месте, а как естественное продолжение предыдущей работы. Это ни в коем случае не умаляет ее заслуги - и, на самом деле, ее заслуги гораздо больше, чем кажется со стороны. Но мне это знание помогло избавиться от иллюзий и больных амбиций.
Я вспомнил, что ничто не дается просто так. Нужно все время расти и работать над собой. Каждый день, шаг за шагом, делать на одно отжимание больше; на одну опечатку меньше; быть чуть умнее, чуть опытнее, чуть более дальновидным. Тогда будет все, что хочешь. И вот тогда я успокоился.