Как устанавливать границы

Apr 25, 2014 10:54


govori_slushai пишет здесь -  http://govori-slushai.livejournal.com/458495.html

Повторение - мать ученья:)

В альфа-перентинге задали вопрос: как решать, когда "устанавливать границы", а когда разрешить поведение? А если устанавливать, то каким более безболезненным способом. И как меньше винить себя, применяя насилие при установке границ.
Я решила ответить так:
У меня есть мнение, что полезней говорить не "мы границы устанавливаем", а "ребёнок, развиваясь, натыкается на наши границы". Это совсем меняет положения вещей, нам больше не нужно специально придумывать какие-то ограничения, а мы отталкиваемся от собственных потребностей: если нам не мешает получасовое стучание ложкой по кастрюле, то пусть стучит, а если мы устали и начинаем "проявлять терпение", то пора подумать, как можно реализовать её желания и не игнорировать свои. Например, можно предложить постучать по подушке ложкой, вдруг потребность не в том, чтобы было громко, а в самом процессе стука. Ну вы поняли аналогию, да? Рабёнок натыкается на наши границы, а мы показываем, куда можно пойти, чтобы расширить область своего "Я" (важно помнить, что порой помогает дать что-то в фантазии, и этого станет больше в оеальности "Пойдёт нарисуем, как ты огромными палочками стушичь по самому большому барабану в мире!").
Если вдруг не находится такой вариант мотрудничества, то я понимаю, что я не могу терепеть, это вредно для меня, это вредно для ребёнка и его дальнейшего понимания своих границ, это вредно для наших с ним отношений. Я как взрослая беру ответственность за свою жизнь на себя и решаю, что нужно рассказать о своих границах ребёнку. Тут я пользуюсь вовсю примерами из тренинга Фабер и Мазлиш:
1. Сообщить о том, что я чувствую без нападок на дичность ребёнка. "Меня раздражант громкий стук".
2. Сообщить о своих ожиданиях. "Я хочу, чтобы эти громкие звуки прекратились"
3. Говорю одним словом. "Громко!" (Это когда ситуация повторяется и ребёнок в курсе того, что громкие звуки вас раздражают).
4. Даю выбор: ты можешь продолжить стучать в лесу (если, например, мы идём сейчас гулять, то можно захватить ложку с кастрюлей) или постучать ещё две минуты завтра. При этом помню о том, что детям тяжело переключиться и даю время на прекращение, обозначая это словами.
5. Даю выбор (на прекращение): "выбирай: или ты прекращаешь стучать ложкой, или я у тебя её забираю".
6. Даём возможность испытать последствия собственного поведения: собственно забираем ложку силой, и если перед этим у неё был выбор, то это не воспринимается как наказание.

Если понимать для чего мы в коннце концов используем силу, то чувства вины может и не возникнуть.

Записки думающей мамы, Психология, Воспитание

Previous post Next post
Up