just_freewoman пишет тут -
http://just-freewoman.livejournal.com/20395.html "Свободе ребенка надо учить"
На вопросы "Недели" отвечает один из ведущих в мире специалистов по диагностике СДВГ профессор Константин Мангина (США, Канада).
вопрос: Можно ли поставить диагноз СДВГ только на основе поведения ребенка, наблюдения за ним?
ответ: Было бы неумно и неправильно основываться только на этом. Необходимо провести нейрофизиологические исследования мозга ребенка, чтобы сказать, что это "чистый" СДВГ, неспособность к обучению, сочетание СДВГ с неспособностью или это вообще вариант нормы, просто ребенок быстро утомляется. Требуется тщательный анализ.
в: Какова частота этих расстройств среди детей?
о: Если говорить только о СДВГ - примерно 10-12%. А если добавить детей с неспособностью к обучению, а также другие сочетающиеся расстройства, их может быть и до 20%. А в некоторых регионах мира число детей с этими расстройствами может достигать и 30-35%.
в: Еще лет 20 назад цифры были значительно меньше. В чем причины столь быстрого роста этих заболеваний?
о: Во-первых, значительно улучшилась диагностика. Во-вторых, изменилась жизнь: нас захлестывает поток информации, появились телекоммуникации, интернет, компьютеры и т.п. Ребенок получает больше информации в школе, дома, за его пределами. Он больше занят, у него меньше свободного времени, но и меньше интереса. Изменилась и семья: в ней нет былых традиций, нет строгой дисциплины, детям все позволено. Эти три причины и соединяются в такой результат.
в: Влияет ли на работу мозга ребенка то, как протекает беременность его матери?
о: Конечно, на формирование мозга очень влияет гипоксия, то есть нехватка кислорода. Это прежде всего курение матери, алкоголь, прием лекарств. В общем, тяжелая беременность - это всегда риск рождения таких детей.
в: Какие нарушения возникают в головном мозге при СДВГ?
о: Возникают трудности в работе префронтальных зон мозга, а это область самоконтроля. Такой человек постоянно двигается, переключает свое внимание, не может долго находиться в одной позе, сосредоточиться на чем-то. Причина в его мозге, а не в отсутствии внимания как такового. Любой человек может иметь какие-то проблемы с вниманием, и целый ряд других заболеваний тоже может выражаться в проблемах с вниманием, но это не СДВГ.
в: Так все-таки СДВГ необходимо лечить или корректировать только педагогическими, воспитательными мерами?
о: Истинный СДВГ - это серьезное заболевание, влияющее на всю жизнь человека. Неспособность к обучению - тоже. И то и другое надо лечить
в: А какие методы лечения предпочтительнее: лекарства,
психотерапия, специальные тренинги?
о: В случаях с истинным СДВГ психотерапия не работает, нужны современные лекарства, но не для излечения, а для облегчения состояния ребенка. Когда же есть трудности в обучении, нужны не лекарства, а специальные методики. Сочетание СДВГ с трудностями обучения - и то и другое в комплексе. Но надо понимать, что далеко не во всех случаях организм ребенка откликается на лекарства. У тех, у кого отзывается, они уменьшают гиперактивность, улучшают координацию между полушариями мозга.
в: В нашей стране существует мнение, что лекарства для детей с СДВГ навязывает нам фармацевтическое лобби, что они не нужны.
о: Конечно, фармацевтическое лобби преследует свои цели. Чтобы не наделать ошибок, нужна очень точная диагностика. Я не могу рекомендовать лекарство как средство первого выбора, как наилучшее решение. Большинство из них надо применять крайне осторожно. Но если ребенок нуждается в помощи, ему надо помогать.
в: Какая часть детей, по вашему мнению, нуждается в таких лекарствах?
о: Думаю, около 10% нуждаются в лечении, но, возможно, не более 5% - собственно в лекарствах. Нельзя возлагать все надежды только на лекарства и думать, что они совершат чудо. И что мы, родители, не должны ничего делать: не потребуется перемен в образе жизни семьи, наших усилий, дисциплины. Это неверно.
в: Но если все больше детей рождается с такими нарушениями, возможно, это теперь вариант нормы?
о: Вы совершенно правы, именно поэтому подобные расстройства становятся серьезной проблемой для общества. Выросли уже поколения взрослых с СДВГ, и это касается каждой страны. Ведь демократия и свобода - не вседозволенность, им надо учиться, а это зависит в том числе и от устройства головного мозга. Первый возникший в голове импульс - это ведь не свобода. Общество должно научить их пользоваться свободой. А ее основа - способность к самоконтролю. И мы должны срочно принимать меры, чтобы эти проблемы не коснулись будущего наших стран и будущего всего мира. Другой пример - неспособность к обучению повышает риск раннего слабоумия. Оно возникает потому, что нет регенерации познавательных функций, эти люди более уязвимы к процессам старения - проблема становится социальной.
в: Смогут ли ученые в обозримом будущем решить эти проблемы радикально?
о: Не знаю, сможем ли радикально, но существенно - да, сможем. Но для этого страны, правительства, общества должны вкладывать средства в оптимизацию важнейшей функции человеческого мозга, какой является обучение. Обучение - это жизненно важный вопрос национальной и международной безопасности. Это вопрос существования и развития стран, будущего человечества.
Сколько их в классе?
И вот уже готов приговор: у вашего ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В последние годы этот самый синдром (СДВГ) стал чуть ли не педагогической модой. Однако далеко не каждый подвижный и непослушный малыш страдает СДВГ. Походя поставленный диагноз, который больше похож на ярлык, может исковеркать судьбу ребенка и жизнь семьи. Но и пропустить первые признаки неблагополучия опасно.
Дети с СДВГ почти с самого рождения подвижны, возбудимы, у них нарушен сон и аппетит, они плохо прибавляют в весе. Развитие фразовой речи запаздывает. Они гипертрофированно подвижны, но неловки, часто ушибаются об углы, роняют предметы. Особенно тяжело даются им мелкие движения пальцев - застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь. Тяжело приучить их к опрятности, они упрямы, непослушны.
Интеллект у такого ребенка абсолютно нормален, но порой он отстает в учебе, так как невнимателен, импульсивен, безудержно болтлив, не может долго сосредоточиться на одном предмете. Сверстники не хотят с ними общаться, играть, поэтому они нередко дружат с младшими или социально неблагополучными детьми, а порой оказываются изгоями в классе, выбирают роль "штатного" шута. С возрастом у ребенка с СДВГ могут нарастать агрессивность, склонность к асоциальному поведению.
Но поставить диагноз должен только специалист-психоневролог, так как похожим поведением могут проявиться и особенности характера и темперамента, и начало серьезной болезни типа шизофрении или аутизма.
Справка
Профессор Константин Мангина - организатор и бессменный президент Международной организации по психофизиологии (IOP), единственной научной общественной организации, которая входит в структуру ООН. Область его научных интересов - познавательная деятельность головного мозга, расстройства и коррекция его функций. Созданный им Мангина-тест широко применяется учеными других стран для диагностики различных расстройств, в том числе СДВГ, неспособности к обучению, возрастных изменений мозга и т.п.
Он и его жена профессор Хелен Безерон-Мангина работают в лаборатории когнитивной психофизиологии Монреальского университета (Канада), разрабатывая методы коррекции функциональных расстройств мозга. Супруги Мангина поддерживают активные научные и общественные контакты с российскими учеными.