Взрослость и зрелость

May 20, 2013 16:23

Оригинал здесь - http://knjazna.dreamwidth.org/415101.html и здесь - http://knjazna.dreamwidth.org/954165.html

Ну так про взрослость и зрелость.
Основной параметр, позволяющий отличить одно от другого - это произвольность. Если хорошо пошариться по словарям и поисковикам, то вы найдете это слово в сочетании с другими интересными словами, вот такими:
Произвольность внимания - это умение направлять свое внимание и удерживать его на необходимых в данный момент предметах и явлениях, не отвлекаясь на более яркие, броские.
Произвольность восприятия - умение самостоятельно, целенаправленно наблюдать, выделять наблюдаемый объект, событие из массы других.
Произвольность памяти - умение самостоятельно поставить цель, запомнить и вспомнить.
Произвольность поведения - умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением.
Развитие произвольности - процесс, связанный, для начала, с возрастом и физиологическими возможностиями личности. Еще точнее - с созреванием лобных отделов головного мозга. Эти отделы только-только формируются к 7 годам, до этого периода управление поведением затруднено.
Социальная ситуация, однако, тоже играет не последнюю роль в развитии происзвольности. И влияет на ее формирование.

Что же такое произвольность как параметр? Это умение и навык делать не то, что "само собой делается" посредством родного тела, речи и прочих возможностей, а то, чтопринято осознанное решение делать именно теперь и именно так. То есть: усилием воли прекратить действие, которое "само лезет наружу" и выполнить намеченное, даже если не очень хочется, но нужен результат.
И кстати, если набрать слово "произвольность" в поисковике, то каждая вторая ссылка будет содержать сочетание "произвольность + осознанность" - и неспроста.
НО.
Все, что вы можете найти в сети по этой теме, вас отошлет к дошкольному возрасту и навыкам, необходимым для нормального учения в начальной школе. Особенно умилительны те статьи, где авторы точно называют возраст, в котором ребенок едва-едва способен на усилие по подавлению непроизвольного поведения и выполнению поставленных задач (7 лет), и при этом уверенно говорят, что формирование произвольности - это важное условие ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ, впрочем, не будем о грустном.
При этом.
Поведение, изначально сформированное как произвольное, может впоследствии выполняться непроизвольно, и даже если результат как таковой уже не особенно нужен и интересен. Осознанность при этом, разумеется, в ситуации не участвует, она бегает где-то в другом месте. И "само по себе" лезет наружу уже не спонтанное соотвествующее обстоятельствам поведение, а выученный когда-то шаблон, не имеющий отношения ни к внутренний, ни к внешней ситуации.
И если поведение человека не носит откровенных и однозначных признаков спонтанности, то есть естественной и непосредственной реакции на самый мощный стимул из действующих здесь-и-теперь, то это значит что он умеет по крайней мере первую составляющую произвольности: подавление непроизвольной реакции;
если он при этом еще и может что-то делать мимо этого стимула, каким бы сильным он ни был, то он умеет и... а вот кстати, что это такое?
Это, господа и дамы, рутина - сформированный шаблон поведения, годный для ряда ситуаций, в которых человек может оказаться и на который он может опереться, если ему нужна опора в собственных действиях. Поэтому рутина тактически важна. Каждая сформированная. Без исключений.
Однако.
С точки зрения социальных стратегий рутина может быть не менее неудобна, чем спонтанность. Если не более. Так как рутинное поведение - жесткое и заданное один раз, или это не рутина - ориентируется на правило и принцип, а не на сумму обстоятельств. То есть, фактически, если раздражитель попадет по правилу или принципу, являющемуся стартером рутины, то человек может выполнить рутину вне зависимости от того, каковы его планы и интересы в данных обстоятельствах. Это особенно верно для тех рутин, в формировании которых участвовал не только сам индивид, но и значимое для него лицо (лица).
То есть: неумение подавлять спонтанность и действовать намеренно и осознанно - это проблема, после определенного возраста. Формирование рутин (жестких моделей поведения, применимых в группе ситуаций) помогает эту проблему как-то забороть, но этого мало. Для того, чтобы поведение было по настоящему произвольным и осознанным, а значит - гибким и адекватным ситуации, надо уметь и рутины забарывать тоже. В противном случае вместо взрослого существа получаем полуавтомат, с очень большим скрипом вписывающийся в повороты и (в силу наличия возможности) еще и громогласно требующий, чтобы его жертвенность заметили, оценили и зауважали, потому что вот он в отличие от некоторых себе спонтанность не позволяет и жить хорошо не хочет. Взрослый потому что.
Но, ребята, зрелость от взрослости тем и отличается, что зрелая личность ЗНАЕТ, где спонтанность возможна и даже желательна, УМЕЕТ отказаться от безопасной рутины в пользу рискованной спонтанности - и не пораниться об окружающую действительность чересчур сильно, МОЖЕТ сформировать новую рутину взамен уже имеющейся по мотиву, который взрослому человеку на уши не налезет, вот по такому потому что я так решил - и не требует от окружающих оплачивать его внутренние эмоциональные счета к самому себе. А они, кстати, у взрослых индивидов - в отличие от зрелых личностей - могут выглядеть весьма внушительно, куда там чекам из гипермаркета. От того, кстати, и вопли про то, что "мы не некоторые, мы все правильно делаем, как учили"... ну да бог бы с ними. Он их и простит. Если и когда сочтет нужным.

Итак:
умение и навык
организовать или найти себе условия,
в которых однократно выученные шаблоны, однократно созданные рутины, однократно сформированные навыки поведения будут годны ВСЕГДА и их можно будет не менять долго, как можно дольше (лучше всего десятилетиями)
в которых подавленное спонтанное поведение заменено шаблонами, которые подавить волевым усилием еще труднее, чем спонтанное поведение, (не верите? а попробуйте)
в которых нет необходимости как-то учитывать свое эмоциональное состояние и внешние реалии, поскольку первое неважно, а второе не меняется (или кажется неизменным)
есть взрослость,
а умение и навык
в сложившихся обстоятельствах ориентироваться во внешней ситуации и своем эмоциональном состоянии
выбирать поведение из имеющихся форм согласно своим интересам в данных обстоятельствах и реализовывать его
сохранять уверенность и эффективность в меняющихся обстоятельствах
менять обстоятельства на другие согласно своим интересам и целям и создавать новые формы поведения для новых обстоятельств
есть зрелость.

И есть еще момент, про него вторым заходом.

Ну и обещанный "момент"
Роль социума в формировании произвольности.
Вот я сейчас начну рассказывать, и вы поймете, почему мне показалось правильным выносить этот момент в отдельный пост.
Дело в том, что роль социума в формировании произвольности у индивида весьма многогранна и состоит из многих аспектов, сводяшихся, в итоге, к такой интересной вещи, как концепция себя, формирующаяся, как вы помните, может быть, отчасти из обратных связей, поступающих от других людей, а отчасти от собственного отношения к результатам своих же стараний реализовать свои цели и решить свои задачи - иногда наедине с собой, иногда на виду и при участии других людей.
То есть: когда-то важна положительная обратная связь, когда-то отрицательная. Когда-то важно, чтобы ее не было, вообще никакой. И если чего-то не хватит, или чего-то будет чересчур, или вместо чего-то будет дано не то, не так и не тогда - результат будет соответственный: произвольность будет сформирована в расчете на это самое "не то, не так и не тогда" - а не на желаемое положение вещей. Почему? потому что вместо равновесия мотивов сформируется преобладающий - и задаст линию поведения, которую еще поди сотри.
Что же это за линии такие, и кому и зачем может понадобиться их стирать? Это векторы, отражающие намерение индивида по отношению к социуму
Линия к людям: этот вектор направлен в сторону принятия людьми. Причем, совершенно неважно, какими людьми и на каких условиях, важно сколько этого принятия доступно и в каких ситуациях. Чем больше, тем лучше, это понятно. Чего НЕЛЬЗЯ сделать ради принятия (кем угодно), на линии действия этого вектора вопрос открытый.
Линия против людей: этот вектор направлен в сторону преодоления людей и умения настоять на своем. Если он спорит, то до победы, хотя бы и пирровой, если он признает ошибки, то он считает что проиграл не меньше чем выборы, а вообще так мировую войну... Есть такое мифическое животное, описано оно Радием Погодиным в повести "Перейдем речку вброд": пес породы Назло-терьер. Ему все равно, что и кому (с кем) делать, лишь бы назло.
Линия от людей направлена в ту сторону, где их наименее вероятно встретить. И чем дальше эти самые люди будут от мест обитания человека, ведущего себя в соответствии с этим вектором, тем спокойнее будет и им, и ему. Он не покажет никому своих слабых мест, не возьмет на себя "лишних" обязательств, постарается держать свои эмоции там, где на них никто не наступит... неуловимый, короче, Джо.
Все это - формы ПРОИЗВОЛЬНОГО выбора. То есть, в момент выбора он был произвольным. А потом вошел в привычку. А потом... пожнешь судьбу, в общем. Учитывая то, что поступок - это произвольное и осознанное действие, цепочка выглядит точно как в пословице.
НО.
Ведь для того, чтобы этот вектор, линия эта, сформировалась, нужно чтобы социум вокруг в какие-то особо критичные моменты - БЫЛ. И чтобы он был, мягко говоря, неидеальный настолько, чтобы в опыте четко отложилось, что если ты хочешь чего-то, то лучше всего чтобы люди (далее нужное вписать), потому что люди - это (далее нужное вписать). А дальше уже известный выбор производится рутинно и привычно, и перестает быть выбором.
И произвольность с осознанностью уходят погулять, а а индивид остается... с рутиной (привычкой то есть), характером и судьбой.
Произвольность, в целом, это: - осознанное решение; - намеренный выбор в соответствии с ним; - целенаправленная реализация этого выбора, при необходимости (очень частой) с участием волевого усилия; и все это - в системе координат, в которой нулевой точкой, от которой пляшут, от которой правильно плясать, является сам индивид, и никто иной.
Не индивид для социума.
Не социум сам по себе.
Не значимое и авторитетное лицо.
Не близкий.
А сам индивид.
Иначе о произвольности можно забыть, даже при наличии осознанности. И зрелостью это опять не будет. По причинам, очевидным из предыдущего поста.

Развитие, Психология, Воспитание

Previous post Next post
Up