Формирование границ у ребенка.

Mar 31, 2012 23:15

anastasiya_um пишет здесь -  http://anastasiya-um.livejournal.com/59151.html

Границы. Формирование.
Как известно, все мы родом из детства. Так же и навык осознавать и отстаиваь свои границы, замечать и уважать границы других тоже формируется именно в детстве. 
Ребенок растет в материнском чреве и, несмотря на то, что он - часть ее тела - даже там у него есть граница - плацента, "детское место". После рождения граница между матерью и ребенком уже более ощутима физически, но не психологически. Думаю всем приходилось слышать слова "мы поели" "мы научились улыбаться" "мы пошли" - от молодых мам. И на определенном этапе развития малыша это нормально и необходимо. Но, согласитесь, довольно странно звучат слова мамы, заявляющей "мы не поступили в институт". Это про слияние. А слияние про отсутствие границ.

Как же они формируются.


Очень важно, чтобы границы были сформированы у родителей. Причем не при помощи правил как надо и не надо, а с опорой на собственные ощущения и переживания. Если этого нет, то и к чужим границам, в частности к границам собственного ребенка они становятся нечувствительны. Пример. Ребенок играет, строит башню из кубиков, затем разрушает (обычно дети этим увлекаются в районе года). Мама БЕЗ ПРОСЬБЫ подходит и начинает строить ровнее, лучше, красивее, запрещает разрушать. Естественно из лучших намерений. Но это нарушение границ ребенка. Ибо он не просил - раз, территория игры - его - два. Да, годовалый кроха еще не может попросить помочь, но внимательный родитель вполне способен понять по реакции малыша - желательно вмешательство или нет.
Другой пример с кормежкой. Многие родители либо кормят детей насильно, либо, напротив, не дают еды, когда ребенок хочет. Я сейчас не беру объективные обстоятельства вне дома или правила поведения в саду. Помимо того, что ребенок в такой ситуации разучается ощущать голод и сытость, ощущать когда ему хватит, а когда ему мало, так еще и приучается по совокупности ситуаций понимать, что его потребности никого не волнуют. А ведь для безопасности и благополучия ребенка  он должен (или считает, что должен) сделать так, чтобы мама была довольна.
Это про малышей. 
Дети постарше сталкиваются с нарушением границ собственными родителями в разных сферах - от выбора кружков и секций (я имею ввиду когда этот выбор делается без согласования с ребенком) до физических наказаний и других видов насилия. Именно это положение приучает ребенка не реагировать на нарушение своих границ, опыт беспомощности после переносится в отношения со сверстниками.
Вы можете сказать, что если каждый раз спрашивать ребенка. делать по его - это анархия. Да, анархия, если, возвращаясь к началу, нет границ у родителей. Если родитель считает себя придатком к ребенкиным прихотям, если не умеет сказать "нет" и спокойно, но твердо отстоять свой интерес. Будь то хобби, право на отдых, необходимость заняться домашними делами. А для этого родитель должен ЗНАТЬ, что имеет на это право. Для некоторых эти слова позвучат как бред, однако я довольно часто встречаюсь с молодыми мамами искренне считающими, что теперь, с рождением ребенка, они должны забыть себя на ближайшие 15-20 лет (в других случаях сроки 6-10 лет) и посвятить себя ребенку.
В то же время важно дать ребенку пример отстаивания своих границ, сперва защищая его, затем будучи готовым вмешаться, в случае необходимости, НА СТОРОНЕ РЕБЕНКА. Я в этом смысле провожу разграничение в возрасте 3-3,5 года. До этого времени вмешательство может быть и на уровне общения ровесников, после - на уровне защиты от более сильных. Столь распространенная картина в песочнице, когда мама требует у своего ребнка непременно поделиться формочкой, - как раз пример отсутсвия этой защиты.

Я на эту тему могу довольно долго беседовать. 
Давайте продолжим в комментариях.

P.S. Если что-то не сформировано в детстве - это не повод обвинить своих родителей и продолжить страдать. Но об этом в следующий раз.

Записки думающей мамы, Психология, Воспитание

Previous post Next post
Up