Часть первая здесь.
Дальше на выставке можно было посмотреть фильм про животных, которые тоже общаются между собой - там, кстати, не было пчёл. Были обезьяны и киты :)
У китов, оказывается, есть диалекты! Киты в разных океанах поют разные песни!
А потом мы подходим к большой фотографии младенца:
И читаем на экране:
- Плод улавливает ритмический рисунок языка своей матери.
- Новорождённые помнят звуки, которые они слышали в животе, например песни и сказки.
- Находясь в животе, ребёнок слышит дыхание матери, её голос, процесс пищеварения и сердцебиение, и чувствует её движения.
- Ткани матки отфильтровывают некоторые звуки: кожа и жир смягчают высокие частоты.
- Звуки на низких частотах проникают к ребёнку более чётко.
- Гласные произносятся ниже, чем согласные, поэтому ребёнок улавливает мелодию речи без резких согласных.
- К моменту рождения ребёнок воспринимает речь матери: слуховое внимание, память и обучение к этому времени уже сформировались.
- Новорождённый предпочитает голос своей матери незнакомым женским голосам.
Когда ты начал учиться говорить?
Дети во всём мире учатся говорить на своём родном языке примерно одинаково. Будь это португальский, суахили, бразильский язык жестов или китайский, они все проходят примерно одни и те же стадии. Для детей это совершенно естественно, а вот учёные, которые пытаются выяснить, как именно младенцы это делают, ломают головы над этой загадкой. Ответьте на эти пять вопросов и вы обнаружите, что ваши представления об овладении языком могут не отвечать реальности, которая гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Как ты выучил свой родной язык?
- Мои родители прикладывали много усилий к моему обучению.
- Я просто копировал то, что видел и слышал от других.
- Язык не учат. Это врождённое.
Ты делал ошибки, когда учил свой родной язык?
- Да, я делал много ошибок.
- Делал, но совсем немного.
- Нет, я не делал никаких ошибок.
Ты мог бы выучить любой язык?
- Да, ребёнок может выучить любой язык.
- Нет, некоторые языки слишком сложные.
- Человек в любом возрасте может выучить любой язык.
Влияет ли билингвизм на познавательные способности ребёнка?
- Да, у билингвов хуже с познавательными способностями.
- Да, у билингвов познавательные способности лучше.
- Нет, не влияет.
А языки жестов учат иначе?
- Нет, точно так же.
- Нет, потому что язык жестов - это перевод разговорного языка.
- Да, потому что язык жестов - это подражание, передразнивание.
Правильных ответов на эти вопросы не дают на месте - нужно идти и рассматривать стенды, посвящённые этим темам :)
Ты родился не как чистый лист - намётки некоторых навыков и умений у тебя уже были. Например, когда ты родился, у тебя уже было какое-то представление о языке и о том, на что обратить внимание, чтобы им овладеть.
Одна из точек зрения на это: представьте несколько рычагов, каждый из них имеет две позиции: "я должен упомянуть предмет" и "я могу не упоминать предмет". Тебе нужно было просто расставить рычаги в правильные позиции! Это общее представление, которое у тебя было о языке.
Иллюстрирует эту информацию стенд с, действительно, рычагами :) И с длинным предложением, которое я, увы, не запомнила. Когда меняешь положение того или иного рычага, в этом длинном предложении меняется порядок слов - и комментируют, что теперь это предложение звучит неправильно на английском, зато совершенно правильно - на, скажем, суахили.
В качестве родного языка ни один язык не проще и не сложнее, чем любой другой.
Для детей не существует "сложных" или "простых" языков. Кроме того, какой бы язык у них ни был родным, все дети проходят при его изучении одни и те же стадии, и примерно с одинаковой скоростью.
Когда человек слышит новое слово, ему нужно понять, что оно означает, с какими словами и в каких ситуациях его можно употребить. Дети периодически делают в этом ошибки: расширяют понятие (например, используют слово "собака" для обозначения любого домашнего животного) или наоборот сужают его (используют слово "собака" для обозначения своей собаки, и никакой другой).
На стенде, который иллюстрирует это утверждение, показывают постепенно 4 предложения с глаголом to camachaloate - и предлагается выбрать, что бы он мог означать. Выбирать нужно из фигурок, которые что-то делают - жаль, их я не засняла) После первого показанного предложения я нашла три верных фигурки, после второго - последнюю, четвёртую.
Мы любим правила! А дети обращаются с ними очень креативно, применяя даже в тех случаях, которые учёные называют исключениями. Устойчивые формы в языке позволяют нам, например, придумывать новые слова.
Поэтому некоторые случаи ошибок - это просто последствия того, что дети хорошо усвоили и применили правило.
В качестве движухи они предлагают ввести своё имя - и получить новое слово :)
Дети усваивают язык не только через имитацию и обучение. Многие ошибки "устойчивы к исправлению" - в этом смысле язык развивается так же, как зрение и моторика: чтобы некоторые вещи уложились в голове, нужно просто время!
Некоторые этапы можно пройти только в определённый момент, и неважно, сколько усилий прилагают родители для того, чтобы ребёнок прошёл этот этап побыстрее.
Но обучение, тем не менее, - очень важная вещь. Некоторые особенности языка ребёнок запоминает ещё в утробе. Когда ты был младенцем и плакал, то воспроизводил речевую мелодику своего языка, - мелодика у всех языков разная!
Слова во всех языках тоже разные, и человек учит эти слова всю жизнь.
Для иллюстрации - два младенчика, французский и немецкий, у которых можно послушать плач. Плач и правда различается :) Но тут, конечно, толпы детей стояли, поэтому я туда еле прорвалась, и сфотографировать нормально тоже не смогла.
Но некоторые вещи в языке мы усваиваем только тогда, когда придёт подходящее время. До этого момента мы обычно делаем ошибки. Например, используем слово "ты", когда говорим о себе. Все вокруг же говорят нам "ты", правильно? Пока мы не поймём, что слова "я" и "ты" меняют значение в зависимости от того, кто их произносит, мы используем их как имена собственные.
На стенде, иллюстрирующем это утверждение, предлагают ввести свою дату рождения и совершить путешествие во времени :) (Сашей, напоминаю, они меня сами окрестили)))