Кинооктябрь - наше кино второй половины 2010-х

Nov 08, 2024 02:29

Киносентябрь завершил шестой киногод, так что кинооктябрь открывает киногод седьмой. Ура, товарищи! После удачного опыта с отечественными комедиями я стала гораздо больше смотреть всякого нашего кино и сериалов. И кое-что прям радовало - действительно стало больше качественных проектов. И тогда я решила как-то упорядочить свои впечатления и наверстать упущенное мной за последние пару десятилетий - посмотреть фильмы, которые я пропустила. Понятно не все вообще - это невозможно, а то, что было на слуху, что получало какие-то призы или просто поднимало шум, то, что по каким-то причинам запомнилось, короче, четких критериев нет, просто что я вспомнила из того времени и что сейчас заинтересовало. Как и в случае с отечественной фантастикой, я понимала что мне не все понравится удачей будет, если понравится хоть что-нибудь, но все равно решила досматривать выбранное.




Сначала предполагалась десятка фильмов, снятых с 2000 по настоящий 2024 год. Но я что-то вспоминала, один фильм тянул за собой другой, список увеличивался, я подумала, что тогда разделю на два киномесяца. Но потом список еще вырос и сейчас уже намечается как минимум киномесяц "нулевые - десятые", пара киномесяцев из десятых-двадцатых годов и уже набирается десятка заинтересовавших меня фильмов, снятых за последние пять лет - с 2020 по 2024. Смотрю я довольно хаотично, не по порядку и первой набралась десятка наших фильмов второй половины 2010х годов.

1. Ледокол (2016).
В ролях Пётр Фёдоров, Сергей Пускепалис, Александр Яценко, Александр Паль, Виталий Хаев. Шумиха вокруг фильма, которую я запомнила, была, видимо из-за режиссера Николая Хомерики, который снимал авторское кино не для всех, а тут снял типа зрительскую зрелищную драму по реальным событиям - советский ледокол застрял во льдах. Сначала мне очень нравилось, я такое люблю - про людей и характеры, причем и люди и характеры живые. Один командир более мягкий и человечный, подвергающий именно через свою человечность риску весь корабль, а второй - сухарь и ходячая инструкция и тоже именно из-за этого подвергающий корабль опасности! Это возможно не очень реалистично с точки зрения "как оно было на самом деле", но желание создателей заострить конфликт понятно. Конфликт авторитетов, конфликт в команде, давление изоляции и опасности. Но под конец слишком сиропом все залили, с перебором. Чего-то я более серьезного ждала.. может трагичного, может хеппи-эндного, но не настолько чудесно хеппи-эндного, потому слегка разочарована.

2. Землятресение (2016).
Играют Константин Лавроненко и Мария Миронова, еще из артистов Гранта Тохатяна знаю. Помню этот фильм с тех времен, когда он вышел и я все собиралась посмотреть, по боялась, что слишком тяжелая тема. Тема и правда тяжелая. 7 декабря 1988 года в Армении произошло сильнейшее землетрясение, несколько городов были полностью разрушены. Я была школьницей, новости об этом по телеку помню хорошо. Сюжетная основа фильма - четыре дня в Ленинакане и то как огромная трагедия объединяет разных людей, заставляя забыть вражду и раздоры. Я ожидаемо проплакала весь фильм. В конце на титрах показывают реальные фотографии тех событий и кадры фильма, снятые на основе этих репортажных фотографий - то есть фильм даже в деталях старался быть максимально реалистичным.

3. Монах и бес (2016).
В главной роли Тимофей Трибунцев. XIX век, в отдаленный монастырь приходит очень странный монах, совершающий разнообразные чудеса. Но любое ли чудо от Бога? Мне понравилось. Только фильм делится на две части и в первой это скорее сатира, причем довольно смешная, и ты и дальше ждешь развития сюжета в том же духе. Но во второй части все становится серьезнее и трагичнее и ничего смешного к финалу не остается совсем. Это настоящая христианская притча. Если быть к этому готовым, и смотреть на историю с точки зрения православия, а не атеизма, то фильм хороший.

4. Матильда (2017).
Знаменитый, нашумевший, скандальный - даже до меня доносились баталии вокруг "морального облика" последнего русского самодержца, который демонстрирует кино о царе и его большой любви к балету. Мнээээ.. ну такое... Было бы это про какой-нибудь австро-венгерский или там, германский или еще какой правящий дом, про который мы почти ничего не знаем - было бы норм, наверное. Картинка красивая, историческую клюкву мы в силу незнания деталей оценить не могли бы, была бы красочная костюмная драма из разряда "все могут короли и судьбы всей земли вершат они порой, но что ни говори, жениться по любви не может ни один, ни один король". Но это про нас, нашу историю, про Александра III и Николая II, а потому отвлеченно смотреть на красивую картинку не получается кому царь не достаточно свят, кому наоборот. Накручено в сюжете всего много и в целом действительно на основе реальных событий, но ощущение, что с экрана льется клюквенный сок, не покидает. Не знаю даже, что не так, бывает и хуже кино, конечно.. но и сильно лучше тоже возможно.
А, чуть не забыла. Играют Михалина Ольшаньская, Ларс Айдингер, Луиза Вольфрам, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов. Три главные роли - самодержца, его жены и любовницы - у иностранных актеров. Немчик в роли Николая II вообще не впечатлил и он заметно старше своего героя чо молодого не нашли?. Вообще из всех артистов только Дапкунайте тут живой и хорошо играющей выглядела.

5. Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов (2017).
Алексей Серебряков и Евгений Ткачук в главных ролях. Отборная 100% чернуха. Типа социальная драма. Бывший детдомовец Витька - начинающий алкаш и раздолбай, вдруг узнает, что его отец жив, парализован и имеет собственную квартиру. Рождается план - отвезти папашу в дом инвалидов, а хату забрать себе, но как всегда что-то идет не так. Снято и сыграно в целом хорошо, но мне очень не хватило катарсиса в финале. Чтобы хотя бы один из героев хоть что-то осознал. Или сынок - что он такой же урод как его отец и то же самое вотпрямщас делает со своим ребенком или папаша. Не надо сцен или там речей в голливудском духе, это вообще не обязательно, это можно показать через поступки какие-то. А открытый финал.. ничего ж не изменилось. Как нам рассказал герой Охлобыстина в "Холопе" - осознание без действия ничего не значит. Ну остановился герой. Какие варианты? Он вернется за отцом?

6. Лёд (2017).
Аглая Тарасова, Мария Аронова, Александр Петров, Милош Бикович. Очень яркий пример того как трейлер вообще не то впечатление создает. Я помню, что трейлер видела в кино и решила нафиг-нафиг - девочка в коляске, мальчика машина сбивает, концентрация драмы слишком большая. А там все совсем не так страшно, во-первых, а во-вторых, это оказался местами мюзикл! Есть несколько задорных музыкально-клиповых номеров и даже песня Богдана Титомира, которую я ненавидела в юности, перепетая Петровым тут меня не раздражала, а по-хорошему насмешила. И вообще фильм неплохой! Неожиданно. Картинка хорошая, Петров к месту, Аглая молоденькая и очень миленькая, Аронова мощь, Милош красавчик жаль говорит не своим голосом. Финал мне только слишком уж сиропным показался и похожим на "Танцы без правил", только в "Танцах" зрители отстукивают ритм и это гораздо более реалистично, чем хоровое пение не самой известной песни.

7. Т-34 (2018).
Помню споры и ругань вокруг этого фильма. Оказался этакий танковый биатлон боевик. Слоу-мо выстрелы, спецэффекты. Все бодро, динамично, диалоги не бесят, шутки смешные есть и вообще гораздо лучше, чем "мы из будущего" какие-нибудь. Мне понравилось, что они не пытались всерьез изображать реализм, войну и геройство. Это компьютерная стрелялка + приключения + драйв. Но на реальном материале. И очень даже задорно вышло! Глупо от жанрового фильма требовать какой-то глубины и жизненной правды. Так что в рамках жанра - отлично. Экипаж танка подобран здорово - и Петров по типажу подходит и Виктор Добронравов очень в кассу (вот ему кого играть, а не Онегина, простите), Антон Богданов и Юра Борисов (всегда разный, вот и тут совсем другой). Главный злодей Винценц Кифер (в целом одобряю моду иностранцам играть иностранцев). Ну и Ирина Старшенбаум разбавляет брутальную мужскую компанию и отвечает за драматизЬм и любовную линию :)

8. Нелюбовь (2017). 
Обласканный нашими и иностранными критиками фильм Звягинцева. Куча номинаций и премий. В главных ролях Марьяна Спивак и Алексей Розин. Тяжелое кино. Ничего такого, я зря боялась слезодавилки - по сюжету пропадает ребенок. Но никаких ужасов, просто семья, где никто никого не любит - и совсем не верится, что в новых парах у героев все ок будет. Причем злые в бытовом таком, обыденном смысле, никто никого не бьет, не абьюзит - люди делают друг другу больно равнодушием, эгоизмом и злыми словами, я прям знаю людей, похожих на главных героев. Наша критика писала про портрет общества и социальные язвы, а мне кажется тут все же личная камерная история и в любом обществе такое есть. Как будто герои изменятся, если вместо православного олигарха корпорацией, где работает главный герой, будет управлять атеист и либерал.

9. Завод (2018).
Фильм Юрия Быкова по собственному сценарию (хочу теперь его нашумевший сериал "Спящие" посмотреть). В ролях Денис Шведов, Андрей Смоляков, Владислав Абашин, Иван Янковский, Александр Бухаров и другие. Неполиткорректное кино - никаких тебе сильных женщин, расового и прочего разнообразия - только суровые мужики оскар не дадут. В общем это драма-боевик с очень неоднозначными персонажами - я такое люблю. Драма социальная и личная - рабочие завода, владелец которого хочет его обанкротить и закрыть, выкинув всех на мороз, похищают того самого владельца с целью выкупа. Или цель другая? Главный герой - это наш угрюмый Джокер. Американскому Джокеру улыбаться приходится, а нашему культурные особенности позволяют ходить с мрачной мордой. Очень неоднозначный персонаж!

10. Тренер (2018).
Режиссерский дебют Данилы Козловского. И сам же он в главной роли. Каст хороший - Владимир Ильин, Андрей Смоляков, прекрасная Ирина Горбачёва, Виктор Вержбицкий, Ольга Зуева (мне не очень). Акела промахнулся! Это я про сюжет. Наш герой, суперфутболист, в важной игре промазал и карьера его стремительно катится куда-то не туда, куда ему хотелось. Он оказывается тренером довольно захудалого клуба и должен как-то опять стать суперфутболистом. Фильм вроде ничего, красочный, футбол снят эмоционально и красиво, даже слишком. Но история в целом очень предсказуемая и слишком американская что ли, по всем лекалам спортивного голливудского кино сделана, ни одной детали не упущено - лузер-тренер и лузерская команда не первого эшелона всех побеждает, патамушта верит в себя. Сильная независимая девушка (две штуки), милая младшая сестра кого-то из героев (одна штука), старый мудрый тренер, поддержка болельщиков, ну и так далее - я все это уже где-то видела, причем не однажды. Ну и в спортивных футбольных фанатов вполне гопнического вида, поющих хором «смерть разрушающий вечный закон - это любовь моя» не очень верится. А, еще про песни - бесит иностранный саундтрек. Что за мода брать чужие хиты? Напишите свой!

Киногод, Киношка

Previous post Next post
Up