Бывает смотришь кино и там герои упоминают другое кино и если ты не в курсе, то сразу ужасно интересно - что же там в этом фильме, который ты не видел? Ведь если не видел, то немножко упускаешь контекст. Мне захотелось набрать такую десятку, показалось это забавным. Набирала довольно долго (не искала специально, а записывала, когда попадалось такое), так что не везде уже помню - по какому поводу и в каких обстоятельствах упоминается другой фильм - где-то это любимый фильм героя, где-то отсылка к хиту, в котором есть "ответы на все вопросы", где-то герои вместе смотрят фильм по ходу сюжета, где-то что-то еще. Очень необычная и разноплановая десятка получилась. И хорошая. Чем-то схожая
с киномесяцем "Хиты, которые все видели, а нет" - тоже много классики и культовых фильмов. А еще я там как раз признавалась, что не смотрела знаменитейшего Крестного отца - ну вот наконец-то я это исправила и именно с него начала просмотр.
1. Крестный отец / The Godfather (1972). Упомянут в Вам письмо / You've Got Mail (1998), а также во многих других фильмах - это мегахит. Все знают, наверное, но все равно для порядка напишу, что снял его Фрэнсис Форд Коппола, а сыграли там Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалл, Ричард С. Кастеллано, Дайан Китон. История про то как младший сын мафиозного босса незаметно, постепенно и против желания, становится боссом вместо отца. Кино, конечно, крутое и стало легендой совершенно заслуженно. И Аль Пачино крут неимоверно! И снято отлично. Надо теперь продолжения посмотреть.
Кстати, если кому интересно - в 2022 году вышел неплохой сериал «Предложение» (The Offer) - про то как снимали Крестного отца.
2. Хладнокровный Люк / Cool Hand Luke (1967). Упомянут в Интуиции / Serendipity (2001).
Знаменитый фильм, входит во всякие списки лучших фильм - причем и в официальные и не очень. В главной роли Пол Ньюман. Мужская драма, наверное так можно это назвать. У главного героя потрясающе упертый характер, стоящий на своем, даже если это какая-то глупость. Самому герою от этого чаще всего только вред, но у окружающих (а окружение у него специфичное, ведь все действие происходит в тюрьме) это качество вызывает уважение и даже восхищение. То есть эдакое превозношение свободной воли как высшей ценности. После просмотра вспомнился "Полет над кукушкиным гнездом" (вот, кстати, еще один знаменитый фильм, который я не видела, но сюжет знаю, потому что читала книгу), наверное потому вспомнился, что и в "Люке" и в "Полете" свободная воля главных героев проявляется в максимально несвободных обстоятельствах - тюрьма и психушка. И в обеих историях бунт героев довольно бессмысленный и трагичный по итогу. Но нельзя сказать, что напрасный, даже, возможно наоборот. А еще и там и там герой и его бунтарство очень важны для тех, кто разделяет с ним неволю, но не имеет в себе силы сопротивляться и герой как бы сопротивляется за всех, служит чем-то вроде символа, мифа о победившей свободной воле. Мифа, который важнее реальности, где эта воля проиграла превосходящим силам. Не могу вспомнить таких героев и таких характеров в американском кино последние не годы даже, десятилетия.. Сейчас бы такое не сняли уже, мне кажется. Слишком токсично маскулинно.
3. Касабланка / Casablanca (1942). Упомянут в Когда Гарри встретил Салли / When Harry Met Sally (1989).
В главных ролях Хамфри Богарт и Ингрид Бергман. Еще одна классика Голливуда. Герои все такие благородные и самоотверженные! только пьют все время Сентиментальные и романтичные мужчины притворяются циниками и принимают решения за себя и за девушек. То есть героиня Бергман почти как в анекдоте говорит - "я девочка, не хочу ничего решать". Герой решает за нее, она подчиняется. И ста лет не прошло, а подобную голливудскую героиню уже невозможно представить.
Когда смотришь такие старые фильмы (40х-70х) очень бросается в глаза как изменились посылы голливудских фильмов, образы героев, сейчас снимают совсем другие истории про совсем других людей.
4. Незабываемый роман / An Affair to Remember (1957). Упомянут в Неспящие в Сиетле / Sleepless in Seattle (1993).
Кэри Грант и Дебора Керр в главных ролях. Очень трогательная мелодрама. Все зайчики и белочки плачут. И опять очень непривычно для современного зрителя - внешность, возраст героев, бытовые привычки (типа скинуть пальто мужчине на руки) и всякие недоговоренности и умолчания. Все такие гордые и самоотверженные! Милота.
5. Гленгарри Глен Росс (Американцы) / Glengarry Glen Ross (1992). Упомянут в Бойлерная / Boiler Room (2000).
В ролях цветник: Аль Пачино, Джек Леммон, Алек Болдуин, Эд Харрис, Кевин Спейси, Джонатан Прайс. Два дня из жизни агентства по торговле земельными участками. Гимн безжалостности капитализма. Будь первым, будь богатым или сдохни. Все друг друга унижают, обманывают, унижаясь и обманываясь сами. У меня дорогая машина и дорогие часы, а ты никто, потому что у тебя они дешевле. Шикарные актерские работы, особенно Джек Леммон, но в целом фильм вызывает сильное желание голосовать за коммунистов :)
6. Клуб «Завтрак» / The Breakfast Club (1985). Упомянут в Идеальный голос / Рitch perfect (2012).
В ролях Эмилио Эстевес, Молли Рингуолд, Джадд Нельсон, Энтони Майкл Холл, Элли Шиди. Пятеро максимально разных подростков - спортсмен, школьная красотка, ботаник, записной хулиган и странная девочка-аутсайдер - вынуждены провести в пустой школе субботу, наказание такое. Культовый фильм. Понимаю почему - реально хорошая драма, прям местами очень хорошая. Чуть сиропный финал, но не портит совсем. Не смотря на то, что фильму почти сорок лет, смотрится свежо и вполне актуально. Вроде реалии меняются, но типажи и подростковые проблемы остаются примерно те же.
7. Из 13 в 30 / 13 Going on 30 (2004). Упомянут в Ну разве не романтично? / Isn't It Romantic (2019).
Играют Дженнифер Гарнер, Марк Руффало, Джуди Грир. А это вполне стандартный сиропный ромком. Плохо быть подлой карьеристкой, хорошо ценить дружбу и настоящие чувства :) Но на душечку Дженнифер Гарнер посмотреть очень приятно.
8. Рио Браво / Rio Bravo (1958). Упомянут в Достать коротышку / Get Shorty (1995).
В ролях Джон Уэйн, Дин Мартин, Рики Нельсон, Энджи Дикинсон. Классический вестерн с Джоном Уэйном - шериф побеждает всех злодеев и остается с красивой вдовушкой.
9. Останься со мной / Stand by Me (1986). Упомянут в Лобстер / The Lobster (2015).
Тоже культовый фильм в своем роде. Играют юные Уил Уитон, Ривер Феникс, Кори Фельдман, Джерри О’Коннелл, Кифер Сазерленд, Джон Кьюсак. Два дня из жизни четверки 12-летних друзей, которые их изменили. Очень хорошая драма - про детство, про дружбу, характеры, взросление. Ривер Феникс здорово сыграл, даже по одному этому фильму понятно, почему он считался очень крутым и многообещающим актером. Сюжет такой - четверка друзей случайно узнает, что недавно пропавший мальчик, которого все ищут, сбит поездом и тело находится в определенном месте в лесу, друзья решают дойти до этого места и объявить о находке, возможно получить награду. Так что история немного и про смерть тоже. А мне как раз после просмотра попалась лекция Мурашовой, где она сформулировала, что подростков очень интересует смерть, потому что подростковый переход - это и есть смерть, смерть ребенка и рождение взрослого.
10. Спартак / Spartacus (1960). Упомянут в Бестолковые / Clueless (1995).
Кирк Дуглас и Лоуренс Оливье в главных ролях. И снова классика. Стэнли Кубрик режиссер. Эпичнейшее кино, кажется это называлось пеплум - трехчасовая история из античной жизни - гладиаторские бои, восстание рабов, интриги богатых и влиятельных римлян. Смотрела почти неделю, минут по 20 - в отличие от других старых фильмов в десятке, этот выглядит устаревшим, тяжеловесным и нудным. Это вам не сериал Рим 2005 года.
Упд. Кстати, это 11й киномесяц, а значит следующий будет завершением киногода и традиционно месяцем повторного просмотра - смотрим проверенное хорошее кино!