Стиляги

Jul 05, 2019 03:14

Я смотрела фильм "Стиляги" ровно десять лет назад - в 2009, даже вот запись имеется. Мне и тогда понравилось, а на днях пересмотрела и понравилось еще больше, даже пост написать захотелось. Все-таки очень качественно сделанное кино.
Я не любитель и не знаток мюзиклов, что-то смотрела, конечно, но не могу оценить с этой точки зрения - сравнить с какими-то эталонами и тому подобное. Огромный плюс фильму - то, что он не стал просто набором красочных и красивых клипов, это цельная история, которая рассказана вот таким способом - с помощью музыки и песен. И самое ценное - помимо того, что фильм яркий, красочный, зрелищный и задорный, в нем все продумано и обосновано. От времени действия 55 год (еще год до 20 съезда и действительно еще могли прикопаться к удалению буквы С из имени) до мотивации героев..



При слове "стиляга" мне в первую очередь вспоминается отрывок из пьесы "Взрослая дочь молодого человека", монолог "Козел на саксе" в исполнении Александра Филиппенко. Мне повезло, я видела этот отрывок вживую, на сцене, в свои студенческие годы в конце 90х. Но, слава Ютубу, сейчас можно посмотреть все что угодно, в том числе этот монолог и я очень рекомендую его к просмотру до фильма - мне кажется они здорово перекликаются. Там взгляд на стиляг из 70х - когда эти самые стиляги были еще живы и условному Мэлсу было бы за сорок. А в фильме Тодоровского взгляд уже издалека, из 21 века, но через субкультуру конца века 20, и рокерские песни неслучайны и "парад неформалов на Тверской" в финале оттуда же - потому что это все в одном ряду стоит.

image Click to view



Пока готовила пост, прочла много чужих отзывов, через раз вспоминала "люди читают жопой", смотрят люди тоже какими-то разными местами. Каждый видит свое - кому танцы не так круто поставлены как в Голливуде, кому "гражданского высказывания" маловато, кому очернили СССР, а кому наоборот, недостаточно очернили и протест у героев не такой героический как хотелось бы.. Кому недостоверен быт, а кто-то в сюжет не поверил. Отдельные пассажи в разнообразных отзывах поражают - мол, как плохо сняли - герой в сцене с Катей очень некрасиво танцует, как припадочный - ну да, так это же специально! Это как бы ее глазами - "обезьяны среди нас" и прочие газетные лозунги, которыми она говорит и думает. "А зачем линия с ребенком тут, что она меняет" - ну чуваки! как минимум эта линия показывает характер героя и силу его чувства. Сколько мужиков бы слилось на словах "я беременна", сколько на словах "это не твой ребенок"? А сколько слилось бы, когда стало очевидно, что ребенок настолько не его, насколько это вообще возможно - и что это ВСЕГДА и ВСЕМ будет ясно??


Насчет условности костюмов и временных рамок (понятно, что за ночь на саксофоне не научишься играть) и прочего - ну никто не возмущается же что там прохожие, грузчики и посетители пивной вдруг поют и танцуют? ну и это тоже самое. "Джонни, сделай монтаж" - как говорилось в другом хорошем фильме, между сценами в кино часто подразумевается время, много времени - дни, недели и месяцы (ваш Капитан Очевидность). Это художественное кино же! И стиляги не такие ходили и остальные не все подряд были серыми - это именно художественное решение, причем продуманное. Там даже светом это обыгрывают - когда Мэлс первый раз приходит на Бродвей и подходит к стилягам, его лицо освещает желтоватый теплый свет, как солнечный. Все сцены со стилягами так освещены - более теплым светом.


И такая же стилизация - песни, которые все из 80х и позже, а вовсе не из 50х. Интересно как это воспринимают те зрители, кто не знает этих песен? Я все, кроме одной, знала и это узнавание было приятно - о, это ж переделанная Бригада С и "Playboy" (песня Фреда)! А это Колибри с их прекрасной "Ему не нужна американская жена" (прощание чувих)!


А вот мелодия "Желтых ботинок" Браво. Некоторые песни остались в своем первоначальном виде - например, Браво "Я то что надо" и Ноль "Человек и кошка" - оба номера в фильме шикарно сняты! В некоторых поменяли или добавили отдельные куплеты или строки - например как в песнях Чайфа или Секрета, в некоторых полностью поменяли текст, кроме припева - как в хитах Кино и Наутилуса. А сразу я не узнала только "Старый корабль" Машины времени (песня старого джазмена), пришлось гуглить.
Все аранжировки в одном стиле, что очень правильно. Тексты слабоваты, но положа руку на сердце - мюзикл не должен быть шедевром поэзии, да и изначальные тексты тоже далеко не вершины стихосложения, чего уж.


Но при всей условности и стилизации все основные герои живые! И характеры героев отлично обрисованы! Даже второстепенных - Боб и его семья, мать Пользы, отец Мэлса - они объемные, не картонные. Отец Мэлса это вообще идеал, а не родитель - спокойный, ироничный и принимающий. У матери Пользы всего две маленькие сцены, но даже в них мы много узнаем про нее - что муж погиб (в 45м), что она ожесточилась и должность руководящая не добавляет мягкости характеру, зато добавляет страха и от этого агрессии. А отец Фреда, сыгранный Янковским? Маленький эпизод, фраза "ну мы же с твоей матерью неплохо живем?" и понимаешь, что у него такое же было в молодости - "детские болезни", а потом карьера, выгодная женитьба и все прочее, чему он учит сына.
В истории Мэлса тоже есть "правда характера" - во-первых, становились стилягами люди по самым разным причинам - почему не так? То, что нам показывают в первых эпизодах - он подчинен Кате, она командир, он не сам рулит своей жизнью. А тут стал сам. И какое правильное поведение с девушкой! Позвала - в шутку, издеваясь, а он пришел, хотя ведь страшно было, могли и побить - было за что. Понял, что для нее надо стать "своим" - стал. Этого оказалось мало - значит надо произвести впечатление на девушку - стать в чем-то лучшим. Не просто таскаться следом и гундеть о своей любви или сливаться во френдзону, а произвести впечатление! И произвел! Блогер Эволюция одобрила бы, мне кажется :)
Невозможно все покрасить одной краской - жизнь сложная и фильм это тоже отображает, несмотря на свой легкомысленный жанр. Поэтому концовка неоднозначная. То же преображение Фреда и его слова, что в Америке нет стиляг можно трактовать как нашу местечковую отсталость, а можно ведь и как то, что в Америке примерно тоже самое - жлобы и там и там. И что с главными героями и их чувствами будет неясно - хотя то, что Польза в финале догоняет Мела мне кажется хорошим знаком.


Осталось добавить, что играли в фильме молодые и очень талантливые Антон Шагин (ах, вот хотела я на "Пер Гюнта" в Ленком сходить и не собралась, а сейчас его с репертуара сняли, оказывается), Максим Матвеев, Оксана Акиньшина, Евгения Брик, Екатерина Вилкова, Игорь Войнаровский, а так же заслуженная старая гвардия - Ирина Розанова, Сергей Гармаш и Олег Янковский И все они совершенно прекрасны!

В общем, кто не смотрел - немедленно это исправьте. Ну, правда, если у вас нет какой-то особенной нелюбви к мюзиклам, все-таки в "Стилягах" много поют и танцуют :)

Киношка

Previous post Next post
Up