Apr 16, 2017 02:38
На Маске начинаются трехдневные показы "Трех сестер" новосибирского "Красного факела" (реж. Тимофей Кулябин), и я очень за них болею. Это удивительный спектакль. Когда слышишь про язык жестов, на котором он идет (и который специально ради спектакли старались выучить не глухие актеры театра), думаешь про семантику, про чеховскую не-коммуникацию, что вот, люди не слышат друг друга... Но ок, прием считается за полчаса, и что останется на остальных четыре? Приходишь в театр, и опасения оказываются напрасны. Этот прием - не про закодированный визуально месседж, он не работает парадоксальным образом как жест. Не на семиотическом, а на физическом уровне он пробирается до зрителя. Заставляет всматриваться во вроде бы наизусть знаемый текст (на задник проецируется текст пьесы), так же жадно впиваться в слова, как герои этого нездешнего мира. Так же искать глазами ответы, вслушиваться в темноту и страдать от ограниченности собственных (органов) чувств. Глухие здесь - не сестры Прозоровы и их окружение, изъясняющиеся на жестовом, а, наоборот, люди "с языком" - и без внутренней необходимости/высоты понимать другое.
Этот аристократический мир оказывается словно неспособным говорить на нормальном, обычном языке, что постепенно захлопывает (условно) коробку, и, может, будущего у них нет... Но как они красивы. Как они наполнены вырывающимися из груди, вместе с обрывками неподвластных звуков, чувствами, как природно изящны - несмотря на вроде бы неприятный резкий шум, сопровождающий их громкие жесты, как они стремятся быть услышанными (любимыми) и сами - услышать (любить)... Тишина лучше всего выявляет тот крик, которым полна пьеса.
Сидя в зрительном зале, ты телом ощущаешь вибрацию происходящей на сцене трагедии. Этот спектакль, он словно сдирает с тебя культурный слой бесчувственности. Оглушает.
Кулябин,
Золотая маска,
театр