В песне Наутилуса дыхание было одно на двоих, в одноименном же спектакле Марата Гацалова в Театре Наций хоть так же одни на всю вселенную остаются мужчина и женщина, а дыхание их явно рассинхронизировано. И вроде живут в одной квартире, и ходят по одной горизонтали, а пересекаются только формально, умножая стерильность икеевской обстановки холодностью отношений. Ни на секунду не замирает диалог - но вместо взаимопонимания за ним скрывается страх, страх ухода, страх одиночества. Когда вместо актера Романа Шаляпина остается только его проекция, уже сомневаешься, был ли мальчик вообще, были ли отношения. Может, роман был только в голове у героини Людмилы Трошиной? А может, воспоминания. Возрастной рассинхрон актеров множит варианты ответов.
© Театр Наций. Фотограф Екатерина Григорьева
В ритмике и кажущейся избыточности текста, которая заговаривает неумолимо уходящее время (как эту бесшумно отодвигающуюся стенку), надеждах и разбивающихся иллюзиях, неизбывной женской нежности и мужской сухости, неуверенности, или языковой защитной грубости, просвечивал отчего-то Йон Фоссе. Может, это такая северная тема - серость, вечный снег или дождь за окном очень подходят ощущению от текста, а может, просто визуально Людмила Трошина (невероятная совершенно! уже ради нее можно и нужно бежать на этот спектакль) мне чем-то напомнила Валерию Бруно-Тедески из «Осеннего сна» Шеро, а сила и одновременно разверзнутость отчаянию в характере - сюжет «Сына», виденного мной c Катрин Хигель.
Тема экологии в русской версии не становится смыслообразующей и вообще хоть сколько-то важной (вспоминая постановку Кэти Митчелл, от фестивального показа которой перекочевал и перевод названия "Lungs" МакМиллана). Все это слова, слова, слова. Красивая строгая мебель, аккуратность расстановки столовых приборов /художник - Ксения Перетрухина/ помогает (вроде бы) не сорваться на крик и в пропасть, но то, как «не замечает» героиня множения одинаковых предметов, обнаруживает огромность аффекта, сдерживаемого - и оттого столь болезненного. И мебель белая, как слоны у Хемингуэя.
Недавно встречался материал о замершей беременности. Как мало об этом говорят, и в каком вакууме находятся эти женщины. Спектакль, конечно, совсем этим не ограничивается, и может вообще не про то, но белый вакуум комфорта в постоянном ожидании и не-приходе тепла - очень сильный образ, оставшийся от.
Давно я не была на спектакле, еще в середине которого хочется его повторить, и где есть магия «как это сделано». На «Дыхание» хочется ходить регулярно. И по камертону отсеивать оседающую на душу и на профессиональное ухо фальшь.
Спасибо Ксюше Перетрухиной и всем-всем (Таня Гордеева как прекрасно здесь поставила пластику, которая работает не впрямую, но очень точно, Сергей Невский создал музыку из бытовых шумов - и она одновременно и рутинно-земная, и мистическая) . С премьерой!