Эффект Сержа, NET

Dec 05, 2013 02:13

На сценическую площадку, представляющую собой интерьер некой квартиры, входит некий субъект. Говорит, что он актер. В прошлом спектакле он играл космонавта - вот вам этот костюм, а в этом он будет играть Сержа, жильца этой квартиры. И вот он входит и разглядывает интерьер, называя все предметы и их функции, представляя себе и нам, что это за герой-то такой, которого он сейчас будет играть.Вот, например, стул. Захочет Серж - сядет на него. А есть еще ковролин. Так что хочет - на него прям ляжет. И он не прибит - так что может лечь и под ковролин. И все эти действия актер иллюстрирует, так что, если не понимать слов, то увидишь, как действительно какой-то чувак прохаживается по комнате и располагается - то на стуле, то на ковре, то под ковром.

Чудаковатый и добрый. Высокий, плечи вперед, медленно-неуклюжая походка. Из любого предмета моментально делающего объект для игры или рассказа. Рассказчик-сказочник, которому нужен персонаж, чтобы о нем рассказывать и его пародировать. Господин Юло, по несчастливой случайности живущий в местности, где во всей округе, кажется, нет детей. Детей, единственно способных не искать глубокого и единственного смысла в его непритязательных "шоу", а просто радоваться им, верить в чудо и не пытаться деконструировать искусство.

В отсутствии детей смотреть "спектакли" приходят соседи. Регулярно, по воскресеньям, в основном, в 6. Хоть какой, да досуг. Кто-то уже научился придумывать трактовки и искренне считает, что только вокруг стула и мог в этот момент двигаться пароход с бенгальским огоньком (Серж пытается безуспешно возразить, что это просто коробка). Кто-то даже отдает свою машину для светового шоу "нашего уезда" - и по-ученически хорошо и четко выполняет указания режиссера, куда по какому сигналу фар пойти и что сделать. И так же четко, размеренно, равнодушно благодарит и уходит. (мне показалось, даже Серж надеялся, что вместо включения света и музыки хозяева побегут к машине, из которой повалил дым. Но нет, взрослые усвоили, что это всего лишь игра, и Дездемону спасать не надо). Кто-то просто стоит дома одна у холостого мужчины и как в галерее современного искусства смотрит, как на стену проецируются виндоусовские метаморфозы. Тут ведь проектор направляет реальный мужчина, эй! (лирическое отступление) Кто-то не притворяясь, а действительно ловит кайф. Так выделялась одна пожилая дама, которая не робко и стеснительно, как остальные, но как дома чувствовала себя в гостях у Сержа, даже подыскала фонограмму для выступления и опоздавшему зрителю пыталась показать, что делал Серж и как это было эмоционально и хорошо. Я бы Сержу с ней посоветовала сдружиться или взять в ассистентки. Потому что она-то понимает, что его домашнее представление - это не знак и не четвертая стена.


Весь спектакль я напряженно пыталась понять, друзья они Сержу или случайные люди - в том смысле, почему они благодарят и даже восхищение выказывают Сержу? Потому что другу не скажешь, что это чушь, в рамках общей вежливости и добрососедства, или потому, что им реально нравится? Тогда почему они так холодно реагируют и сразу уходят? И вот спектакль закончился, а ты так же, как и эти гости, встал и ушел (ну, у нас была еще задержка на час - встреча со зрителями, жаль, что пиццы не было, но не о том))) Кто-то недоумевал и вопрошал, что это было и было ли это уровня международного фестиваля, кто-то сразу находил великолепные ходы и отсылки к ведущим европейским именам и общие тенденции театра, кто-то выдохнул, кто-то улыбнулся, но все - поаплодировали и ушли.
Все эти незамысловатые, и даже глупые, трехминутные представления Сержа показываются не только его соседям, но и нам, зрителям в креслах. Показываются еще и эти медленные проходки, и страшно раздражающее неумение распределиться по сцене и вести себя на ней непрофессиональных актеров-гостей. Спектакль без сюжета, в котором, тем не менее, пытаешься отыскать сюжет - и только подумаешь, что вот она, нить - как ее тут же обрывают (девушка медленно и томно ест, глядя Сержу в глаза, пиццу - оставшись с ним наедине, причем специально для этого пиццу все еще и ест, - ну, думаешь, амор! а через секунду все заканчивается, и она просто уходит, как ни в чем не бывало). И так же бессюжетны были и собственные спектакли Сержа. Спектакль не классический - и не провокация. Как и у него. Вообще не поймешь, что за спектакль! Так нужно ли его (их) именно понимать?

Все эти несуразные шоу Сержа можно ведь понять и так, что показывается нам не то, что на самом деле сделал Серж, а то, как видят это зрители. Что это зритель видит банальные картинки под музыку на стене, коробку с бенгальским огоньком, неоновые трубочки. А на самом деле "здесь есть что-то еще".
Только вот, думаю, что смысл - именно в том, что смысла нет. Вернее, смысл - не содержании сообщения, а в самой форме театральной коммуникации. Где еще мы так спокойно и добровольно согласимся не показывать свое я, а отказаться от самовыражения и внимать другому? Пытаемся ли мы так искренне где-то еще, как не в театре и искусстве в целом, понять что-то новое и для нас непривычное? И даже поблагодарить, не совсем поняв или совсем не поняв? А даже если это были действительно только коробка с огоньком, совсем не запланированно и без смысла ездящие в этом месте по кругу вокруг стула, разве только смысл важен? И не стоит ли иногда просто, по-детски, радоваться игре?

net, театр

Previous post Next post
Up