Предлагаю не критиковать отдельные спорные моменты статьи. Здесь каждый так или иначе найдет что-то, с чем не согласен. Давайте просто каждый возьмет из нее то, что ему нужно.
Ваша white_stream
Основные проблемы родителей
Почему наши дети безразличны к учебе?
В этой части статьи я хотела бы поговорить о третьей важнейшей добродетели, формирующейся параллельно двум рассмотренным ранее - познавательном интересе. К сожалению, в наше время это важнейшее качество ученика встречается настолько редко, что кажется чудом, хотя на самом деле оно должно быть нормой. Увы, современные дети, как правило, ленивы и нелюбопытны. Они не хотят и не любят учиться, несмотря на то, что вокруг них выстроена целая инфраструктура, которая должна бы, по идее, способствовать самому бурному развитию всех способностей детей. Однако всем взрослым, учителям и родителям, следует наконец перестать играть в прятки с правдой и бесстрастно посмотреть в лицо одной из главных проблем, препятствующих нормальному образованию детей.
Безразличие к познанию
Что это такое и откуда оно берется? Ну, в первую очередь, конечно же, от аналогичного безразличия собственных родителей. Вряд ли кто-то будет спорить, что в нашем современном обществе чистое познание (в виде как освоения уже накопленного культурного багажа, так и открытия/создания нового) уже давно не интересует ни детей, ни большинство взрослых, которые, тем не менее, изо всех сил пытаются заставить своих отпрысков или учеников этот интерес испытывать. Стороннему наблюдателю (например, пришельцу со звезд) эта ситуация могла бы показаться донельзя нелепой: в самом деле, откуда может взяться интерес к познанию у людей, не интересующихся ничем, и не ценящих ничего, кроме комфорта и развлечений?
Итак, почему наши дети безразличны к учебе? Потому что с раннего возраста в них последовательно уничтожаются, одно за другим, ценнейшие качества: любопытство, предприимчивость и любознательность. Причем, что особенно важно подчеркнуть, эти качества, в отличие от послушания и дисциплины, являются врожденными, а не благоприобретенными. Их не нужно вырабатывать. Они рождаются и растут вместе с ребенком. Дело родителей в данном случае - только не мешать им развиваться.
Любопытство
В самых маленьких детях, даже в тех из них, которым по нескольку дней от роду, уже бездна любопытства. После удовлетворения острых физиологических потребностей все остальное время малыша отдано удовлетворению познавательного интереса, буквально съедающего кроху изнутри. Наверное, потому в первые месяцы жизни он познает действительность в основном на зуб. Руки и пальцы еще плохо слушаются его, поэтому основной задачей на этом этапе является дотянуться до желаемого, завладеть им и засунуть в рот. В этом возрасте для него все вокруг - это еда; малыш никак не отделяет пищу телесную от пищи духовной - все, от мамы до книг, познается исключительно при помощи рта.
К сожалению, этот период мамы очень часто пропускают из самых лучших побуждений. Современные гигиенисты внушили мамам настоящую микробофобию - поэтому малышам запрещается тянуть в рот что попало, а тем более - немытое что попало. В результате мамы из-за понятного всем желания оградить ребенка от инфекций ограничивают его познавательный интерес контактом с несколькими однотипными игрушками, к тому же тщательно отмытыми и даже продизенфицированными. Такое стерильное младенчество не всегда бывает более безопасным: среди современных педиаторов ряд специалистов считает, что знакомство с домашними микробами бывает более полезным для маленьких детей, чем активное избегание их; что тщательная дезинфекция всех вещей младенца приводит скорее к снижению его иммунитета, чем его повышению.
Еще менее уместным и полезным является излишняя чистоплотность молодых неопытных мам, когда ребенок начинает сам передвигаться - ползком или на четвереньках. Дети-ползунки могут дотянуться до многих вещей, недоступных им ранее - и обязательно следует поощрять их усилия, располагая в зоне их видимости какие-то яркие, привлекательные предметы. Кроме того, ползунки не должны передвигаться исключительно по безопасному пространству манежа или мягкой мебели - их можно и нужно почаще спускать на пол, даже если он не идеально чистый, и позволять ползать столько, сколько им захочется - хотя, конечно, в этом возрасте дети недолго предпочитают холодный жесткий пол теплым и мягким маминым рукам.
Ребенок, бегающий на четвереньках, доставляет мамам массу хлопот - потому что его познавательный интерес начинает всерьез пересекаться с их практической деятельностью. Такой ребенок очень быстро преодолевает расстояния и может дотягиваться уже до большого количества вещей, находящихся в поле его зрения. И вот тут-то каждая мама оказывается перед первой серьезной дилеммой: что делать с ребенком - разрешать ему самостоятельное исследование пространства или запрещать его? Как правило, каждая из них из собственных размышлений, советов с опытными подругами и родственниками и чтения книг извлекают ответ на этот вопрос и далее становятся сторонниками той или другой педагогической концепции - или той, согласно которой детям ничего нельзя запрещать, чтобы не подавлять их инициативу; или той, по которой в целях безопасности как самих детей, так и ценных предметов обихода, первых следует держать как можно дальше от последних.
Какой из этих подходов верен?
Как показывает практика, никакой.
Любопытство, как и любое другое человеческое качество, нуждается в направлении и ограничении - в целях правильного развития (садовые растения тоже регулярно обрезают и направляют их рост, что идет им только на пользу). Ребенка нужно поощрять к исследованиям - пускать ползать не только дома, но и в незнакомых помещениях, и даже на улице, регулярно организовывать его «встречи» с новыми и неизвестными предметами, веществами (водой, песком, травой, глиной, снегом, льдом). Однако все эти встречи должны происходить, конечно же, под бдительным контролем взрослых (ребенку предоставляется некоторая свобода действий до определенного предела). И уж конечно, ребенок во время своих путешествий не должен портить предметы и портиться сам. Как это достигается? Через знакомство с миром человеческих «можно» и «нельзя».
«Можно» и «нельзя» - два крыла детского любопытства, левое и правое. Оба они одинаково необходимы. Ребенок обязательно должен представлять, что ему можно (безопасно) делать, а что нельзя (опасно). В противном случае он будет причинять много вреда себе и окружающим. Знакомство ребенка с миром простейших табу и ритуалов, лежащих в основе любого, самого сложно организованного человеческого поведения, наиболее интенсивно происходит между годом и двумя, но начинается это знакомство именно в ползунковом возрасте. Весь этот период ребенок должен активно взаимодействовать с огромным и новым для него миром объектов и сред, сопровождаемый терпеливыми комментариями взрослых о том, что делать можно и безопасно, а что нельзя и опасно. В этот период важно дать ребенку познакомиться и с опасностью, и с болью - дать притронуться к горячему чайнику, провести пальцем по лезвию ножа, прищемить руку дверью - чтобы понять, что такое «горячо», «остро», «больно» (все это, разумеется, под тщательным присмотром!) Должен он почувствовать и реальность ограничений и запретов - на первых порах запреты, после многократного повторения и злостного несоблюдения, следует сопровождать не только увещеваниями, но и шлепками - чтобы ребенок понял, что непослушание бывает таким же небезопасным, как и неосторожность.
В случае, если детское любопытство должным образом удовлетворяется, осторожно ограничивается и направляется в нужном направлении, в возрасте около 1,5-2 лет ребенок переходит на следующий этап развития его познавательных способностей.
Предприимчивость
На этом этапе любопытство ребенка уже не может ограничиваться простым знакомством с новыми предметами - он ищет путей активного проникновения в самую их суть. На этом этапе дети воистину невыносимы: они как будто специально стараются разбить, разлить, испачкать, сломать, порвать все вокруг себя. Причем их действия уже сложно списать на неловкость или отсутствие умения: кажется, что в ребенка вселяется демон разрушения, что все его действия - нарочитые и злонамеренные. И вот тут родителям бывает очень сложно распознать в очевидно деструктивном поведении зачатки жизненно важного для его будущего развития качества - предприимчивости. Ломая и портя вещи, ребенок просто единственно доступным ему способом пытается проникнуть в их суть, исследовать и изучить их. Здесь родители очевидным образом оказываются между двух огней: потому что на этом этапе недобдеть так же опасно, как и перебдеть. Что же делать, когда малыш выдергивает цветок из горшка, раскрашивает красками платье, размазывает пластелин по холодильнику, сталкивает со стола магнитофон, чтобы порадоваться тому, с каким шумом и лязгом он разобьется об пол, таскает за хвост кошку, залезает на шкаф, чтобы прыгнуть с него вниз? Постоянно ругать и наказывать ребенка за его авантюры - значит на корню уничтожать его предприимчивость; делать вид, что ничего не произошло, смотреть сквозь пальцы на его пока еще невинные проказы - поощрять формирование далеко не лучших качеств: от безответственности до злонамеренного и жестокого хулиганства.
Что должен помнить взрослый, который хотел бы избежать обеих крайностей?
То, что у каждой вещи есть две ценности: денежная и экзистенциальная. Первая может не иметь значения - подумаешь, ребенок разбил чашку (или мобильный телефон)? Не беда, купим новый. Вторая куда важнее: в каждый предмет вложен труд и чувства множества людей. И эти труд и чувства достойны уважения, и тем большего, чем больше этого труда и этих чувств. Поэтому меньшую экзистенциальную ценность имеет серийная штампованная продукция (но и тут она имеется!), наибольшую - вещи, сделанные своими руками и подаренные дорогими людьми. Наконец, есть вещи, чья денежная и экзистенциальная ценности полностью утрачены - старые, негодные, ломаные вещи. Ребенку постоянно необходимо демонстрировать разницу между первой и второй ценностью и первой и второй группой вещей. Прекрасно изданный художественный альбом нельзя рвать и портить - но можно рвать старый глянцевый журнал. Маленькому ребенку разница между тем и другим может быть совершенно неочевидна - тут результат может быть достигнут лишь после целой серии проб и ошибок, в процессе которой альбом таки может серьезно пострадать. Это не страшно само по себе - страшно, когда ребенок не видит разницы между мусором и подлинной ценностью. Последнее говорит не о глупости ребенка - а именно о невоспитанности его предприимчивости и любопытства, так и не познакомившегося с уважением к труду и чувствам других и благоговением перед святыней жизни - если он взаимодействует с живым существом. Особенно важно последнее: ребенок должен знать, что ломать деревья, вырывать с корнями цветы, убивать насекомых, мучить животных - нельзя. Родители должны научить ребенка видеть окружающий его мир как чудо, полное неожиданностей и открытий на каждом шагу; чудо, которое нельзя эксплуатировать и преступно - разрушать. А вот чему нужно ребенка научить - это созерцанию и любованию вещами и явлениями природы. Родители должны показать ребенку, насколько разной формы бывают листья, что скрывается в сердцевине цветка, какие узоры можно увидеть на крыльях у бабочек и как далеко прыгают кузнечики, сколько лучиков у снежинки и как серые пыльные камни меняются, если их положить в воду, особенно проточную. Ребенку должно быть позволено ходить по воде босиком, карабкаться на деревья, ложиться в траву, чтобы лучше видеть мир насекомых, возиться с песком и землей. Конечно, для таких исследований необходимо найти местечко почище и позеленее - но при желании это вполне реально даже в наших загаженных городских дворах.
Одним словом, тактика родителей по отношению к предприимчивости ребенка должна быть такой же, как и с любопытством: ни в коем случае не гасить, но разумно ограничивать, отсекая все недолжное и неблагое, направляя предприимчивость в продуктивное русло, протекающее между двумя берегами - «нельзя» и «можно». Между тем, время идет, и наш ребенок, чье любопытство и предприимчивость не пострадали от неправильного воспитания, научился разговаривать - и тут же начал задавать нам тысячу вопросов. А это значит, что настало время нового этапа развития познавательных способностей ребенка - любознательности.
Любознательность
Любознательность просыпается в тот момент, когда ребенок осознает, как много в мире вещей и явлений, которые он не может потрогать, пощупать, и даже - увидеть и услышать. Можно ли достать до луны и солнца? Сколько звезд на небе? Почему дует ветер? Почему вода мокрая? Все эти и еще тысячи вопросов постоянно занимают голову ребенка, и ответов на них он привычно ждет от родителей.
Для родителей этот период жизни ребенка - настоящее испытание терпения и выносливости, потому что постоянно отвечать на бесконечные «почему» совершенно выше всяких человеческих сил. И тут опять не совсем правы бывают те родители, которые считают, что их обязанностью является постоянное удовлетворение любознательности ребенка «по первому требованию» - равно как и те, которые считают, что это вовсе не их обязанность.
Правда заключается в том, что родители не рабы и не тираны своих детей. У родителей есть своя жизнь и свои, подчас совершенно неотложные, дела. Поэтому не всегда вопросы ребенка, у которого случился очередной приступ любознательности, бывают кстати. В этом случае взрослым следует сказать, что сейчас им некогда, но спустя некоторое время они смогут вернуться к этому разговору. Как правило, лучшее время для беседы и ответов на вопросы, возникшие у ребенка в течение дня - вечернее время, между ужином и отходом ко сну. В это время время от времени следует откладывать все домашние дела и вдоволь говорить с малышом. Родителям следует помнить, что для ребенка нет более желаемой и питательной вещи, чем их внимание, близость и беседа. И пусть ребенок пока не до конца понимает вас - это совершенно неважно. Ваши слова не пропадут даром - через некоторое время ваш разговор повторится, пропущенная через внутренний мир ребенка информация вернется по циклу обратной связи, и тогда вы поймете, какую огромную мыслительную работу он проделал и какую важную роль в этой работе занимает ваше общение.
Время перед сном - также лучшее и для чтения на ночь. Разговоры и чтение должны перетекать друг в друга: темы для чтения вырастают из детских вопросов, равно как и наоборот - содержание прочитанной книги возбуждает дополнительную порцию вопросов. Полезными бывает совместный просмотр мультфильмов и фильмов «в догонку» прочитанным книгам (только не наоборот - книга, в отличие от фильма, не ограничивает фантазии ребенка, тогда как экранная версия всегда навязывает зрителю себя). В последнее время все больше психологов высказывается против просмотра детьми мультфильмов, однако здесь опять же мы имеем дело с очередным перегибом: в малых количествах мультфильмы так же небесполезны (хотя, конечно, и не обязательны) для ребенка, как и сласти. Другое дело, что невозможно питаться одними конфетами - равно как и все время ребенка заполнять сидением перед телевизором. На самом деле, телевизор - самый нежеланный прибор в доме, где растут дети. А если он уже есть, тогда дети не должны иметь право включать его без разрешения родителей. Оптимально, если для просмотра мультфильмов и фильмов (желательно, совместного со взрослыми) в семье выделяются специальное время - в то время как в остальное время телевизор просто не включается. Этот простой совет многим может показаться невыполнимым - между тем легко убедиться, какое огромное время для других, более плодотворных и интересных занятий высвобождается в доме, свободном от телевизора.
Подняв тему бытовых приборов, невозможно обойти вниманием самый популярный из них - компьютер. И тут нужно сказать, что для ребенка до 5-6 лет компьютер - определенно не игрушка. Все так называемые развивающие игры и программы можно и нужно использовать в воспитании - но в разумно малых дозах и не ранее того возраста, когда это осмысленно - то есть, не ранее пяти лет. На самом деле, ребенок почти не рискует стать рабом компьютера, если его родители, в свою очередь, не страдают зависимостью от компьютера и, в особенности - от компьютерных игр. В противном случае можно быть уверенным на 100%, что вся познавательная активность ребенка будет переведена в виртуальный мир, в то время как его взаимодействие со внешним миром будет становиться все более и более проблематичным.
Одним словом, телевизор и компьютер являются специальными познавательными «конфетами», в то время как ребенок должен иметь полноценный рацион, основу которого должны составлять два основных блюда - общение с родителями и другими взрослыми и получение информации из книг. Первые годы жизни ребенок вынужден довольствоваться (и бывает вполне этим доволен) чтением родителей. Однако им следует терпеливо объяснять ребенку, что они не смогут читать ему всегда, что куда удобнее будет для него самого, если он научится читать и самостоятельно находить в книгах ответы на свои бесчисленные «почему». Как правило, именно такая постановка проблемы побуждает детей взяться за труд изучения азбуки, чтения, рисования, ручного труда. И возникновение такого волевого импульса в сторону последовательной учебы есть явный признак того, что у ребенка, на основе любопытства, предприимчивости и любознательности сформировался познавательный интерес. Однако об этом чуть позже - сперва мне хотелось бы сделать небольшое отступление и поговорить о том, какое влияние на познавательный интерес ребенка оказывают государственные воспитательные учреждения.
Влияние детских садов на познавательную активность детей
Я, разумеется, считаю, что казенные воспитательные учреждения крайне губительны для любопытства, предприимчивости и любознательности детей. В стерильной в физическом и духовном смысле обстановке детсадовской группы у ребенка нет никаких шансов развить свои познавательные способности. В детском саду одни безликие и стандартные занятия сменяются другими, в то время как любые попытки проявления любопытства и любознательности пресекаются, а предприимчивость - преследуется и наказываются. Это неизбежно - детский сад это казенное учреждение, и в нем порча любого имущества является преступлением (в отличие от дома, где специально для познавательных целей может быть выделен ряд специальных предметов и тренажеров). И, разумеется, воспитатель детского сада не в состоянии удовлетворить любознательность своих воспитанников - потому что ели родители вдвоем с трудом справляются в вопросами одного своего ребенка, то как воспитатель в одиночку сможет справиться с познавательным интересом целой группы? Это просто нереально, даже если воспитатель - хороший человек, любящий детей (а такие среди детсадовских работников встречаются не так часто). Таким образом, родители должны отдавать себе отчет в том, что в стандартной обстановке детского сада мышление и поведение их детей примитивизируется и огрубляется, а познавательный интерес - гаснет.
Ничуть не лучше (а на самом деле, гораздо хуже) стандартных детсадовских групп группы так называемого «раннего развития». Они отличаются от обычного казенного учреждения только тем, что детям, чьи умственные способности еще не развиты должным образом, с 3-4 лет навязывают по несколько предметов кряду - тем самым, разрушая самые основы познавательного интереса на годы вперед. На самом деле, так называемое «раннее развитие» детей является отнюдь не необходимостью, а способом удовлетворения родительских амбиций: ведь это так приятно, демонстрировать друзьям и соседям дрессированную кроху, которая выдает посредством нажатия на определенные кнопки (лесть, похвала, лакомства, подарки) ту или иную нехитрую программу «показательного выступления» на публику. Все это может быть весьма умилительно и отрадно для чувствительного родительского сердца - но имеет такое же отношение к познавательному интересу, как пение или танец механической куклы - к пению или танцу живого певца или танцора.
Что касается интереса к познанию - то он вырастает исключительно из любопытства, предприимчивости и любознательности - на надежной базе дисциплины и послушания взрослым.
Интерес к познанию
В этом интереснейшем феномене сходятся две противоположности: послушание и любопытство, дисциплина и предприимчивость, терпение и любознательность. Это и не может быть иначе - ведь умный и развитый нормально для своего возраста ребенок понимает, что следующий шаг в овладении многообразием явлений материального мира и мира духовных феноменов он сможет сделать только через серию сознательных усилий по овладению основными инструментами учебы. И сделать этот шаг ему тем проще, чем более дисциплинированным он является.
На этом сложном этапе родители и дети очень часто сталкиваются с таким явлением, как быстрое охлаждение ребенка к учебе: постоянные занятия тяжелы, однообразны и частенько скучны; малышу хочется отвлечься, отдохнуть, поиграть, побегать. Казалось бы, совершенно законное желание - но взрослые обязательно должны ограничивать его, приучая ребенка к тому, что учеба является уже не его прихотью, а его обязанность, трудом - так же как каждый из его родителей выполняет свои обязанности и трудится на своем месте.
Еще одно постоянное искушение родителей ребенка-первоклассника - это сделать его занятия максимально интересными. Для этого каждое занятие превращается в шедевр дидактического искусства: подбирается куча наглядного материала, развивающих игр и заданий - лишь бы удержать интерес ребенка и не дать ни на минуту почувствовать скуку.
Между тем это совершенно неправильно. Интересные задания, дидактические игры - такие же познавательные «конфеты», как учебные фильмы и развивающие компьютерные программы. Это значит, что их не должно быть много. Основу учебной деятельности, ее «хлеб» - это выполнение типовых задач, требующих сосредоточенности, внимания, терпения и усидчивости. Если все время пытаться заинтересовать и увлечь ребенка - у него просто не будет шанса развить эти базовые ученические способности. В этом нужно отдавать себе отчет даже тогда, когда ребенок начинает протестовать против учебы и открыто противостоять родителям. Следует понимать, что единственно правильной реакцией на такое поведение является, конечно, не насилие - но и не вседозволенность и не попытка подкупить ребенка познавательными «лакомствами», - а спокойная каждодневная настойчивость на фоне постоянного общения с ним. Ничто так не действует на детей (и не только детей), как непреклонная уверенность в своей правоте и спокойная настойчивость. Поэтому, даже если ребенок бунтует и отказывается учиться, каждое утро вы должны открывать книги и призывать его к выполнению его обязанностей. Если вы будете делать это спокойно и уверенно, ребенок, некоторое время покапризничав и дав волю своим эмоциям, займется делом, и, в конце концов, увлечется его выполнением. Если вы вспылите или безнадежно отступите - ребенок, на самом деле, вовсе не будет этому рад, он переживет как бы двойное поражение - и свое (потому что он так и не научится ничему новому), и ваше.
Этот одинаково непростой как для взрослых, так и для детей период невозможно пройти без понимания, что растущий познавательный «аппетит» ребенка невозможно будет удовлетворять без овладения основными инструментами учебы. Интересные занятия могут быть приятным разнообразием - но никак не основным элементом процесса. И лишь тогда, когда ребенок начинает уверенно «держать в руках» «молоток», «топор», «пилу» и «рубанок» учебы (в полной мере разовьет свою память, глаз, слух, физические способности, образное и абстрактное мышление, способности к последовательному рассуждению) - лишь тогда его познавательный интерес начинает бурно развиваться во всех соответствующих его склонностям направлениях.
Как показывает практика, такой переход количества в качество происходит обычно на рубеже 13-14 лет. А до этого возраста познавательный интерес ребенка может казаться искусственно подавляемым обязательными занятиями и типовыми задачами. И сами дети с младшего школьного возраста склонны четко разделять области «обязательного» (то есть, скучного и тяжелого) и «необязательного» (следовательно, интересного и увлекательного) познания. Многие из них (даже самые прилежные ученики) предпочитают выбирать для своих хобби интересы, никак не связанные с текущей учебной деятельностью - в первую очередь, конечно же, компьютерные игры, телепрограммы, чтение фантастической литературы. Все это необходимо строго ограничивать. Особо остановлюсь на чтении (поскольку о ТВ и компьютерах я уже упоминала).
Чтение детской серийной литературы является своеобразным духовным наркотиком для детей - ничуть не менее сильным и вредным, чем компьютер и телевизор. Популярная литература непоправимо коверкает литературный вкус детей, отбивая у них интерес к любому иному чтению. Поэтому детская библиотека не должна содержать таких изданий, несмотря на их крикливую аляповатую и зазывную привлекательность- только книги из «золотого фонда» детской и приключенческой литературы, адаптированных версий классических произведений, всевозможных энциклопедий и научно-популярных серий.
Это не значит, что детям не следует читать развлекательную литературу(детективы, фантастику, фэнтези), это значит, что не следует давать ребенку читать непроверенные временем и вашим собственным вкусом издания, даже если ваш ребенок ничего не желает читать, кроме вульгарных комиксообразных поделок. Пристальный контроль за чтением детей следует снимать тогда же, когда и контроль над его компьютерным и телевизионным временем - то есть, не ранее 14 лет (в случае, если развитие ребенка идет спокойно, без сбоев).
Основной базой для удовлетворения познавательного интереса детей должна являться домашняя библиотека, значительный процент которой должны составлять научно-популярные издания. Здесь, в этих книгах ребенок должен научиться самостоятельно находить первичные ответы на волнующие его вопросы. И здесь же он должен находить подсказки относительно того, как он может использовать полученные знания - среди книг для младшего и среднего школьного возраста обязательно нужно иметь книги вроде «Большой энциклопедии опытов и экспериментов», «Атласа-определителя растений», «Справочника садовода-любителя», книг из серии «Делаем сами» и «Рисуем сами» и т.д. Если ваш ребенок в свободное от уроков время пытается самостоятельно ставить опыты, изучать природу, мастерить, шить, рисовать, играть на инструментах - значит, познавательный интерес развивается удовлетворительно, и тут следует определить, какие шаги нужно предпринять, чтобы развить наиболее яркие из дарований вашего ребенка -то есть, следует задуматься об индивидуальных учителях или хотя бы кружках и секциях, или даже о специализированном колледже.
Что делать, если у ребенка не сформирован интерес к познанию?
Все вышесказанное в большей степени адресуется родителям, чьи дети еще не достигли школьного возраста, и потому не всегда может быть полезной тем, у кого они уже в значительной степени исковерканы школьной системой. Как правило, такие дети и подростки апатичны, вялы, ленивы, страдают всеми видами зависимостей - от пищевой до компьютерной, совершенно ничего не хотят и почти ничего не умеют.
Именно родители таких детей склонны метаться в поисках иллюзорного выхода и хвататься за любую соломинку, за любое обещание быстрого эффекта за разумные деньги. Между тем, разумеется, никакое чудо здесь не поможет: только смена всего образа жизни, которую начнут родители - с самих себя.
Именно поэтому я для реабилитации таких подростков настоятельно рекомендую домашнее обучение - оно само по себе способно радикально изменить образ жизни семьи, а также расстановку приоритетов у родителей и детей.
Ситуация домашнего обучения совершенно недвусмысленно требует самодисциплины и прочих ученических добродетелей: если родители окажутся способными на преодоление собственных внутренних проблем, а также на открытость, близость и внимание к своему ребенку, у последнего может хватить мотивации для овладения этими добродетелями, хотя бы для того, чтобы не возвращаться в ненавистную школу.
И тут родителям таких детей очень важно понимать, что чудес не бывает и последовательность реабилитации всегда одна и та же: сперва - овладение базовыми инструментами учебы (которые остаются теми же, какого бы возраста не был ребенок), а затем - овладение предметными областями и самостоятельное творчество в выбранной области. Одно без другого не бывает - в противном случае, это не учеба, а ее имитация. Но в этом случае проще, да и честнее никого не морочить, а просто купить аттестат, и дать ребенку маяться дурью в свое удовольствие, - понимая, что он так и не повзрослеет и будет находиться на их иждивении до старости. К сожалению, в обзорной статье невозможно коснуться всех проблем, с которыми сталкиваются родители детей с нарушениями познавательного интереса - их слишком много разновидностей, чтобы писать о каждой из них; такие проблемы следует решать в индивидуальном порядке - с консультантом или психологом.
Современным родителям, даже ультралибералам, следует уяснит, что без базовых ученических добродетелей - таких, как терпение, усидчивость, прилежание, старательность - их ребенок не сможет получить серьезное систематичное образование. (Бессистемные или поверхностные знания по ряду предметов я не считаю возможным называть серьезным образованием, что бы ни считали сами родители). Серьезным систематическим образованием можно признать лишь такое, которое формирует у ребенка, подростка, юноши цельную и непротиворечивую картину внешнего и внутреннего миров, и дает базовые модели взаимодействия с ним. Это слишком серьезная задача, чтобы относиться к ней легкомысленно. Поэтому прошу запастись терпением: в своих следующих статьях я попытаюсь нарисовать модель построения такой системы в домашних условиях.
автор: Наталья Геда
источник