В мамских форумах я часто вижу вопросы "Почему ребенок не хочет играть? Как его увлечь?" А я же знаю, как увлечь, поэтому я каждый раз бросаюсь отвечать. :) И я заметила, что повторяюсь в ответах, т.е. есть какие-то общие принципы, которыми я руководствуюсь.
Думала я, думала, как это обобщить, и у меня вырисовались 4 основные темы:
1. 5 шагов к увлекательной игре (как понять, какая игра займет ребенка)
2. Как привлечь внимание ребенка (чтоб было интересно, надо уметь играть; чтоб научить ребенка играть, надо сначала установить с ним контакт)
3. Как правильно организовать игровое пространство
4. Тактика игры (какие конкретные шаги нужно сделать, чтоб ребенок сосредоточился на игре, получил удовольствие и чему-то научился)
Первый пост готов, в ближайшее время напишу следующие!
5 шагов к увлекательной игре
„Мой ребенок не может ничем увлечься: в лучшем случае пять минут чем-то играет - и бросает! Почему его не интересуют игрушки? Чем его занять?“ - каждая мама без исключения задается этими вопросами. В чем же дело? Это что, неврологические нарушения? Пресловутая гиперактивность?
Совсем не обязательно! Просто малышу нужны определенные условия, создать которые может каждая мама в любой момент и с любым набором игрушек.
Поначалу маме придется немножко подумать, чтобы собрать „паззл“ из нужных условий, но с каждым разом „запускать“ игру будет все легче и легче. Тренируйте интеллектуальные „мышцы материнства“, вам предстоит еще много лет находить выходы из самых необычных ситуаций!
Для того, чтобы создать идеальную игровую ситуацию, которая увлечет ребенка, нужно ответить всего на 5 вопросов.
1. Какой характер у моего ребенка?
Уже в первые недели становится ясно, кто вам достался: задумчивый наблюдатель или легкомысленный непоседа. В первом случае вам даже в подвижные игры нужно будет включать элементы интеллектуальных задач, во втором любая игра должна быть связана с движением.
Пример: если „непоседе“ все равно, какой мячик приносить маме, главное - бегать побольше, то „наблюдателю“ лучше предложить на выбор пару разных мячей и просить принести то „маленький желтый“, то „большой красный“. Просто бегать „наблюдателю“ будет скучно, а вот сделать правильный выбор и получить за это одобрение - это ему очень понравится, он будет стараться принести правильный мячик снова и снова.
Для „непоседы“ два разных мяча станут бессмысленной и раздражающей нагрузкой. Для него действие важнее объекта, ему гораздо интересней будут разные виды активности: ловить мяч, отскакивающий от пола, проползать под стулом, чтоб достать мяч.
2. Какой вид активности преобладает у ребенка в последние дни?
В развитии ребенка можно выделить две основные сферы:
- общее двигательное развитие (крупная моторика: перевернулся, сел, пополз, пошел) и
- интеллектуальное развитие (внимание, познание свойств предметов, память, логика. Мелкая моторика (ловкость пальцев рук), речь и коммуникативные способности (общение) относятся скорее к интеллектуальной сфере.
Обе сферы не развиваются одновременно. Развитие вообще происходит скачкообразно: какое-то время как будто ничего не происходит, а потом ребенок вдруг начинает выдавать одно достижение за другим. Так вот пока одна сфера разворачивается во всей красе, вторая „дремлет“ и „накапливает“.
Это значит, что когда ребенок активно общается, манипулирует предметами, осваивает новые игрушки, он, скорее всего, мало двигается. Когда же происходит „двигательный скачок“ - малыш начинает переворачиваться, ползать, - интеллектуальная сфера временно уходит на задний план: ребенок резко теряет интерес к логическим играм, книгам, хуже или медленнее реагирует на обращенную к нему речь, становится труднее привлечь его внимание. Это не регрессия, он не поглупел, у него просто временно сместился фокус внимания. Он сейчас думает только о своих ручках и ножках.: )
После годика обе сферы развиты настолько, что „скачки“ бросаются в глаза все меньше. Развитие выглядит более гладким и приоритеты смещаются в сторону интеллектуального. Но в течение первого года, когда самые потрясающие изменения происходят в крупной моторике и ребенок то и дело переключается на собственные руки и ноги, полностью отдаваясь своим переживаниям и отключаясь от всего остального, эти колебания очень заметны.
Подбирая подходящую игру, спросите себя: не научился мой малыш в последние дни чему-нибудь новому? Что его сейчас интересует? Что ему хорошо удавалось в последнее время, что он пытается сделать снова и снова?
Он сейчас скорее в „интеллектуальной“ фазе? Тогда подбирайте ему игрушку по возрасту, новую книжку, пальчиковую игру, песенку с движениями, которые он сможет повторять.
Он сейчас в „активной“ фазе? Придумывайте ему задания, выполняя которые, он сможет отрабатывать свой новый двигательный навык. Начал переворачиваться? Положите или подвесьте игрушки чуть подальше, но так, чтоб ему было хорошо их видно. Начал ползать? Дайте ему круглую яркую громкую игрушку, которая будет от него укатываться, сверкая и звеня, а он будет ее догонять. Начал вставать? Разложите игрушки на диване.
3. В какой фазе дня ребенок находится в данный момент?
У каждого ребенка бывают более спокойные минуты (сразу после сна, сразу после еды) и минуты возбуждения (после прогулки, после прихода папы с работы). Учитывайте это при выборе активности. Нет смысла предлагать ребенку, который минуту назад проснулся, поползать за заводной машинкой. Нет смысла предлагать ребенку, который только что увидел папу с новым мячом в руках, тихо посидеть с книжкой.
4. Что конкретно ребенок сейчас умеет, каковы его возрастные возможности?
С 3-месячным малышом в фазе активности можно сделать упражнение „велосипед“, осторожно двигая его ножками и рассказывая ему стишок. 10-месячному малышу в фазе активности можно предложить догнать мяч, переползая по дороге через разложенные на полу подушки.
5-месячный ребенок в „интеллектуальной“ фазе с удовольствием потреплет мягкую книжку. 12-месячный ребенок в той же фазе сложит простой паззл.
Вы определились с тем, какая игра сейчас могла бы подойти вашему ребенку? Тогда вот вам следующий, очень важный вопрос:
5. Ребенок видел, как вы это делаете?
(Читать дальше)