В одном из последних номеров журнала Kidsgo меня заинтересовала заметка „
Bonding-ванна: восстановить близость и исцелить привязанность“.
Я краем уха слышала о бондинге, но детально не изучала, поэтому почитала с интересом.
„Младенец нуждается в близости. Быть прочно, с любовью удерживаемым - это одно из базовых переживаний человека. Без него детям трудно найти опору в жизни. Природа готовит матерей к близости с младенцем, обеспечивая колоссальный гормональный толчок во время родов.
Однако случается, что мать и дитя остаются чужими друг другу - например, после тяжелых, разочаровывающих родов.
Препятствием на пути к первой настоящей встрече становится травматическое переживание. В то время как дети выражают свою нужду в беспокойстве и криках, многие матери молча горюют, отягощенные чувством вины. „Но никогда не поздно наверстать утраченную близость и излечить связь матери и ребенка“, - считает акушерка и краниосакральный терапевт Бригитте Майснер.
Более 10 лет назад Бригитте ухаживала за пациенткой, которая была так разочарована своими родами, что это чувство бросало тень на все последующие события. Акушерка часто купала новорожденных в травяных настоях, но в этот раз она предложила матери войти в ванну и положила ей на грудь голенького мокрого ребеночка - так, как это обычно происходит по завершении родов. И это подействовало. В ласковом тепле, с ненавязчивой помощью мать и ребенок наконец пережили сближение. Будучи в восторге от своего успеха, Бригитте Майснер погрузилась в исследования и в результате разработала концепцию Bonding-Bad („связывающей ванны“), которая может помочь преодолеть психологическую родовую травму самыми простыми средствами. С тех пор она неустанно призывает следовать ее примеру“.
"А я так и знала, что с крошками нужно изо всех сил обниматься!" - подумала я и нашла еще одну статью:
Бондинг: связь между родителями и детьми
"При бондинге младенцы „пускают корни“ и получают от родителей фундамент для своей последующей самостоятельности.
Когда напряженный период покидания привычной среды завершается, новорожденный, оказавшись на свету, в холоде, пускается в свое непростое путешествие. Он остро нуждается в „тихой гавани“, защищенном месте, в котором он сможет пришвартоваться в помощью каната, сплетенного из сильных чувств: любви, близости, безопасности. Такой гаванью для ребенка являемся мы, родители. В самом начале это в большей степени мама, в нежных объятиях которой малыш может перевести дух сразу после большого приключения - своего появления на свет.
Так - с поиском человека, который предоставит надежную защиту - начинается то, что в психологии называется „бондинг“. Начиная с 1970-х г.г. этот фундаментальный процесс формирования привязанности является предметом пристального изучения. Этот процесс определяет дальнейшее восприятие ребенком его отношений с другими людьми, он играет важнейшую роль в укреплении веры в себя и готовности полагаться на других. Для родителей эта привязанность также крайне важна, поскольку в ближайшие годы им предстоит проходить вместе с ребенком интенсивный тренинг коммуникации, эмпатии и терпения. Это время совместного личностного роста, и упустить его было бы обидно.
Близость к матери создает чувство безопасности
В первые минуты после родов между матерью и ребенком не обязательно устанавливается незыблемая как стальные рельсы связь, да и сами роды не всегда походят на романтический спектакль. Ничего страшного, если новорожденный попросту засыпает, вместо того, чтобы, широко распахнув глаза, обдавать мать волнами любви. Близость, стук маминого сердца, запах кожи ребенка - это все работает на вас.
В 1981 году командой психологов университета Регенсбург было проведено исследование поведения младенцев, которым в первые 45 минут после родов давали просто полежать у мамы на животе. Позже младенцев, переживших достаточно длительную близость в матерью, гораздо чаще кормили грудью. В возрасте 12 недель они были спокойней и расслабленней, меньше кричали, чаще и дольше поддерживали зрительный контакт с матерью, что является признаком прочной привязанности.
Различные направления психологии используют разные слова для обозначения привязанности. Психоаналитики, к примеру, говорят о „первичном доверии“, из которого при наличии надежной привязанности вырастают уверенность ребенка в себе, его способность полагаться на других, а также чувство „Я имею право чувствовать себя комфортно в этом мире“. Другие психологические школы говорят об этом в других терминах, но все сходятся в одном: в первые годы закладываются основы чувства счастья и счастливой жизни.
Бондинг требует времени
Ошибочной посылкой и источником мучительной тревоги является распространенное преувеличение значения самих родов. Конечно, произведение ребенка на свет является фундаментальным, незабываемым событием. Однако - и особенно, когда речь идет о бондинге - следует воздерживаться от идеи, будто бы в родзале раз и навсегда совершается судьба человека и отношений с ним. Не стоит думать, что не самый восхитительный процесс родов определяет, созданы ли родители и ребенок друг для друга, будет ли ребенок замкнутым или открытым, сможет ли он любить и т.п. Это не так, а высокие ожидания по отношению к родам скорее усугубляют проблемы, чем помогают.
Исследования показывают: привязанность к ребенку, базис отношений с ним на десятилетия вперед, развивается не в коротком забеге родовых схваток, а на марафонской дистанции. Поэтому психологи прилагают столько усилий, чтобы избавить женщин, перенесших кесарево сечение, от пробивающегося чувства вины и собственной неполноценности.
Любовь к ребенку управляется гормонами
Биологически люди устроены так, что искра, воспламеняющая в нас любовь к ребенку, проскакивает довольно легко. Механизм развития привязанности к потомству примерно одинаков у всех млекопитающих: чудо-гормон окситоцин, вызывающий схватки, поддерживающий лактацию и подавляющий стресс, еще и укрепляет отношения. Он влияет не только на кормящих матерей, получающих его в избытке, но и на мужчин: поразительные эксперименты последних лет продемонстрировали, что под влиянием окситоцина мужчины становятся более дружелюбными, склонными к верности и стабильным отношениям в паре.
В этом состоит один из аргументов, почему стоит кормить ребенка грудью. Регулярная тесная близость, выбросы гормона, заставляющие мать немножко сходить с ума по ее чудесному младенцу, сигнализируемая ребенку надежность - то, что делает мать буквально питающим оазисом в буре голода - все это помогает заложить фундамент, на котором строятся хорошие отношения, которые ребенок сможет осознать только гораздо позже.
Кесарево сечение не влияет на бондинг
В своем известном исследовании 1987 года шведский ученый Карл Филип Хванг (Carl Philip Hwang) доказал: в развитии младенцев, появившихся на свет в результате естественных родов и кесарева сечения существуют значительные различия... которые бесследно исчезают к 8 месяцу жизни и больше никогда не дают о себе знать. И это было в те времена, когда кесарево делалось только под общим наркозом, из-за чего младенец не мог встретиться с матерью сразу после родов!
Сегодня, когда существует спинальная анестезия, да и средства для общего наркоза усовершенствовались, ничто не мешает установлению тесного (кожа к коже) контакта ребенка с матерью сразу после появления его на свет. Это успокаивает малыша, создает ощущение единства с матерью и направляет не только эмоции, но и органические процессы в правильное русло.
А если родителям еще и удастся избежать стресса под названием „Мы должны все сделать правильно“, ничто не сможет помешать созданию прочного и счастливого семейного союза".
(По материалам сайта www.elternwissen.com)
А вот, смотрите, что происходит со взрослыми, пережившими в детстве неправильный бондинг! Ну и заодно - откуда вообще взялось это слово.
"Бондинг-психотерапия
Бондинг-психотерапия развивалась в 1960-х и 70-х г.г. доктором Дэниелом Касриелем (Dr. Daniel Casriel). Это эмоционально-ориентированный учебный процесс, базирующийся на открытии доступа к глубоким чувствам, вырабатывании позитивной установки по отношению к самому себе и другим людям, и направленный на развитие и тренировку нового способа поведения. Одним из важнейших открытий Касриеля стало значение биологически обусловленной базовой потребности человека в эмоциональной открытости в сочетании с телесной близостью - это он и назвал bonding.
Сейчас эту потребность связывают и с другими психосоциальными потребностями, такими как привязанность, автономия, самооценка, идентичность, хорошее самочувствие, смысл жизни.
Неудовлетворенность базовой потребности является питательной почвой для развития душевных расстройств. На основе неудачного, болезненного опыта бондинга возникают нестабильные представления о привязанности, развивающиеся по деструктивным эмоциональным схемам. Человек начинает избегать физических контактов, эмоциональной открытости, теряет веру в себя и других, испытывает острый страх перед разрывом отношений.
Из-за того, что семьи становятся все меньше, а жизнь все напряженней, дети западного мира часто испытывают дефицит телесного и душевного внимания. Они рано выучивают, что цена любви и внимания очень высока, и привыкают соответственно подстраиваться. Решения, принятые в детстве, с годами превращаются в убеждения относительно того, какова жизнь, и влияют на поведение уже взрослого человека.
Разочарование из-за неудовлетворенной потребности в любви усиливает убежденность в том, что человек, не получающий любви, не заслуживает ее. Это приводит к замкнутости и враждебности, которые вызывают отчужденность окружающих, что дает основания для нового разочарования. Внутри такого замкнутого круга возникают привычные эмоциональные, мыслительные и поведенческие схемы, превращающие жизнь жертвы в тюрьму. Чтобы изменить ситуацию, необходимо в доверительной и поддерживающей атмосфере распознать привычные стратегии избегания и отказаться от них, разучивая новые, адекватные способы поведения".
(По материалам сайта Немецкого общества bonding-психотерапии www.bonding-psychotherapie.de).
Вот еще одна статья на эту тему:
Бондинг- основа нормального психического развития детей Логическое продолжение темы бондинга можно найти в сообществе
alpha_parenting, речь в котором идет о „воспитании детей на основе психологии привязанности“.