завтра поем: Иоганн Брамс, Реквием

Aug 17, 2018 23:12




концерт Summer Choir в St Andrews Wensley Church, последний раз перед ее закрытием на ремонт (года на два).
Когда знакомые хористки с самого начала сказали мне "you will love it" - они знали о чем говорили! Сегодня Алисон поделилась своими ассоциациями от всего Реквиема Брамса (это искреннее сочувствие) и каждой части в отдельности - это (1) переживание опыта отчаяния и безнадежности - what is the point if death and despair is all that is? - и когда кто-то подсказывает "be patient, it will go away" - it only leads deeper into the despair... and when one is facing two options: whether to finish oneself or to find a way out, the choice is to find a way to get better; (3) asking for humility; (4)a response of consolation is received; (5) the voices of departed persons are in the sounds of angels; (5)Brahms is walking, it is a human business of travelling through life, the experience of joy and resurrection of the dead, resurrection of hope; (6) the purpose of life is love: the experience of gratitude; (7) we are spiritual beings having this human experience. Brahms is offering his warm big hug: it is experience of being hugged while in pain.

image Click to view



это дирижерский взгляд, а мой альтовый опыт этой музыки - скорее телесный (visceral) - (1) стон после рыданий, обессиленный, изможденный; (2) по-другому сказанное бетховенское "так судьба стучится в дверь", спасенья нет, надежды нет, есть только всепобеждающая смерть; когда партия уходит на форте во вторую октаву - это ощущается как крик отчаяния, ярости - мы свидетели чудовищной бессмысленности - смерти, и пустоты (3) "милость к падшим призывал"; (4) успокаивающее, убаюкивающее - от того, кому можно доверять; (5) потрясающая партия соло сопрано (из нее потом выросла мелодия в Bachianas Brasileiras Cantinella • Villa-Lobos еще более доверительное и искреннее объятие как от мамы; (6) не слышу я здесь про воскресшение, я слышу суровое и трезвое осознание что смерть - это часть жизни, всегда рядом, до жути близко; здесь эмоции срываются в крик, о невыносимом - по тексту там что мертвые будут воскресшены невредимыми и мы изменимся - но смысл музыки в том что смерть торжествует, особенно если артикулировать внятно по-немецки "То-тен вер-ден ауф-эр-сте-хен ун-вер-вес-лихь унд вир вер-ден фер-ван-дельт вер-ден!" ... И вопрос "о, смерть, чем ты убиваешь, о ад, чем ты побеждаешь?" звучит жутким вальсом в безнадежной близости со смертью... (или не жутким вальсом в те времена вальса еще не было... тут Брамс аверное просто увлекся красивым ходом музыки... и из этого вырос весь Штраус) ...
и снова возвращаятся ощущение тесного присутствия смерти, и невыносимая боль - здесь альтам раздолье - суровые немецкие кричалки в высокой тесситуре сменяются яркими аллилуями (на другие слова) - героического настроения - которые генерируют энергию бодрости и энтузиазма ... однако создание такого мощного потока энергии происходит опять с заходами во вторую октаву на форте - альтовая партия звучит как предупреждение - воскресшение, воскресшением, но нужно трезво знать что жизнь сурова и жестока, при всем блеске, героизме и трескотне про потусторонее воздаяние; (7) эту часть я не поняла, наверное потому что я не верю что утешающее объятие в боли существует в реальности.

upd:
потрясающая музыка, способная генерировать энергию мощной силы и эмоциональной яркости...

аналогов такого experience я не знаю... для сравнения, был в Екб "оперный клуб", профессор мугинштейн и ... какое свинство забыть имя профессорши, они вдвоем ездили везде в байрейт смотреть лично, а нам презентовали лекции, истории про оперу, певцов, композиторов... Аудитория собравшихся - слушали почтительно, а после смотрели на большом экране видео опер в выдающихся постановках... которые привезли из оттуда вышеназванные консерваторские профессора ... Смотреть как другие поют - конечно занятно, но только когда лично из себя исполняешь, музыка становится своей, трогает по настоящему, и что-то неуловимо меняет и кажется к лучшему... что-то начинаешь лучше понимать, и композитор становится почти близким человеком... потому что теперь через музыку знаешь о нем больше, чем из многих исторических книг...

из программы концерта: " реквием считается величайшим хоровым произведением Брамса, который он написал в середине своего жизненного пути. хотя композитор уже снискал широкую известность и популярность, но это произведение, хотя и стало прорывом в музыке, все же не избежало противоречий. Частично это произошло в связи с Протестантской природой текста. Брамс был агностиком, и в сегодняшней терминологии можно сказать был "светским гуманистом". Но писание он знал досконально.. Либретто не было взято из традиционной латинской или романо-католической церковной службы. Брамс собрал текст самостоятельно из немецкого перевода Библии Мартином Лютером. Название "немецкий реквием" отсылает лишь к тому факту что он написан по немецки. В последствии Брамс выражал сожаление о таком названии, говоря "я допускаю что я бы с удовольствием убрал "немецкий" и просто назвал бы "человеческий" (реквием человечеству)
интересно заметить , что в произведении не упоминается Христос (это вызвало проблемы в начальных исполнениях, и в качестве решения этого затруднения альтовому солисту поручали исполнить строчку из Мессии Генделя..."

This entry was originally posted at https://babusyatanya.dreamwidth.org/464219.html. Please comment there using OpenID.

choir

Previous post Next post
Up