Я надеюсь, что я крайне редко
начинаю воспитывать чужих детей. Хочется сказать, что никогда, но иногда все-таки случается. Скажу так: я очень стараюсь этого не делать, считаю это совершенно неправильным для меня занятием. Тем более странно говорить что-то чужому ребенку, когда легко просчитывается ответ: «А что?? А почему?? А моя мама!!» Поэтому я напишу тут то, что я уже успела наговорить своей дочери.
Ситуация: четверо «детишек» 9-11 лет пытаются выполнить некоторую интеллектуальную работу в группе. Что и как делать, они не очень понимают, зато у них есть теннисные мячики и опыт разных общих игр; позиция преподавателя - пусть сама возникнет рабочая творческая самоорганизующуюся система; словарный запас у них умеренно матерный, а дочкина подруга в этот день употребляет слово «дебил» каждые три минуты. Да, они ограничены во времени, а работу им надо завершить. А я, дура, пытаюсь чуть помочь дочери написать пять предложений об одном нетривиальном ученом, к тому же у меня сильно болит голова, я жду, что голова сама пройдет или боюсь, что не дойду до дома; почему-то я болтаюсь вокруг этого детского проекта. И вот уже четыре дня время от времени я возвращаюсь к тому, почему моя дочь не должна употреблять медицинские термины в качестве ругательств.
Сегодня мы впервые сочинили нечто красивое, поэтому я и пишу.
Точнее, не так. Вчера я собиралась выдать-таки чужой девушке по полной программе, но у нее удачно сменился словарный запас - то ли не было тех двух юношей, с которыми она говорила на этом языке, то ли просто ветер переменился. С ней это бывает. Говорить я собиралась о том, что может быть много домашних слов, которые в кругу семьи произносятся, а вне семьи - нет. Так как я готовилась, то даже вспомнила некоторое количество ругательств на иврите. И дальше - по чужой домашней заготовке - «Ты медик? Психиатр? Диплом? МКБ-10?» Не люблю чужие заготовки.
А с дочерью все забавно. То есть с первого эпизода, когда меня понесло на фоне сильной головной боли, она меня все время перебивала. Я рассказываю простую схему: 200 лет назад солдаты не знали, что такое право-лево, их учили маршировать сено-солома. Про Константина и конституцию поленилась рассказывать. Сегодня в городе не видно 4 времени года, что сейчас - осень или зима; если у человека нет расписания, а есть работа грузчиком на рынке, то он не знает дни недели; если человек плохо умеет читать, то он не может решить задачку по математике. А сегодня это и есть диагноз. Если человек не научается читать ко 2 классу. И так далее - для многих конкретных мне (когда-то) знакомых детей диагноз задержка развития, УО - реальность, определяющая кусок жизни или угроза. Во-первых, это больно и страшно, во-вторых, при употреблении слова «дебил» размахиваются и уж там по чему попадут. И дочь во всяком эпизоде говорила, что и как надо правильно делать. Как этому надо учить. А как тому. Бедная девочка.
Сегодня утром меня опять понесло. От слова «задержка развития» дочь вспомнила сильно полюбившуюся ей мелкую дочь моей подруги. Я говорю, что если человек научился свечку задувать в три года, а не в два, то найдется какая-нибудь дипломированная особь, которая никого не видела и ни о чем не думала, которая скажет, что. Тут уж дочь столько всего сочинила, как и чему учить, что точно надо ее к делу приставить.
То есть я говорю, что можно говорить всякие слова, но неправильно употреблять слова, от которых конкретным людям больно и страшно. Я почему-то пошло думаю, что за некоторыми словами просто крови слишком много и близко; не скажу этого, конечно. И второе, что я говорила дочери. Что вот то, что она сочиняет мгновенно на ходу Н. делает каких-нибудь 25 лет; что примерно тем же многие годы занимаются многие знакомые взрослые; а уж если кто меня старше, то считать даже страшно, сколько лет. И что, пожалуй, все взрослые там, где она кусок лета проводит… Ну а если из деревни кто в гости придет? Это смотря кто, говорю. А вот приезжал папа - и мудрая моя дочь мгновенно вспомнила папу одного мальчика, который действительно до нас доехал летом, который мог всякие слова говорить. А рыбаки на озере? Да, про рыбаков на озере я действительно ничего не могу сказать. Дочь, но ты же не рыбак на озере!
Так что пересказ книжки Маши Беркович - не про педагогическую запущенность, а про серьезные вещи - я пока отложила.
Д.С., солнышко, если ты дочитала до этого места, скажешь, ладно?