В прошлое воскресенье я принял участие в экскурсии "
Финский модерн по обе стороны границы". Но, должен признаться, когда я решил поехать на эту экскурсию, меня интересовал совсем не модерн. Дело в том, что в Вуоксенниске, одном из пригородов Иматры, располагается церковь, построенная Алваром Аалто - архитектором, фанатом которого я являюсь. Поэтому и и решил не упускать этот шанс и отправился в поездку, а теперь предлагаю совершить виртуальную экскурсию по этому шедевру финского функционализма.
Церковь эта была построена в 1956-1958 годах.
Издалека видна колокольня храма с завершением необычной формы, напоминающим оперение стрелы:
Такая форма совершенно не случайна. Как писал сам Аалто: "В основу композиции положен мотив троицы; колокольня также состоит из трех частей, расширяющихся кверху. Подобной формой автор стремился достичь максимального отличия колокольни от заводских труб, которые господствуют над местностью".
Дверь в храм (один из излюбленных приемов Аалто - деревянные решетки):
Ручка двери также весьма характерного "аалтовского" типа:
И вот мы внутри здания:
Один из характерных принципов не только функционализма, но и всей архитектуры первой половины прошлого столетия - проектирование "изнутри наружу". И Аалто в полной мере следовал этому принципу. Снаружи храм имеет необычную форму, однако определяется она именно его внутренним строением и требованиями эксплуатации здания.
Сам Аалто писал: "Она [церковь] представляет собой объем, образованный тремя следующими друг за другом залами. Их можно обозначить буквами А, В, С, где А является собственно помещением, в котором совершается таинство обряда. Два других зала соединяются с ним при помощи передвижных стен. В обычных условиях залы В и С служат нуждам прихода. Каждый зал рассчитан на неполные триста мест, в полном объеме около восьмисот мест.
план:
разрез:
макет здания (хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке):
Залы отделяются подвижными стенами (толщиной около 42 см), которые перемещаются с помощью системы подшипников и имеют массу, позволяющую достичь полной звукоизоляции.
...
Служба в лютеранской церкви предусматривает три главных архитектурных элемента: алтарь,
кафедру проповедника
и балкон с органом.
Все три части расположены в главном помещении. Алтарь, будучи центральной частью, остается, как обычно, сбоку от кафедры. Если мы будем считать, что главной и труднейшей акустической проблемой в лютеранской церкви является достижение хорошей слышимости проповеди, то это закономерно приведет нас к проектированию асимметричного пространства. Расположенная напротив кафедры, по диагонали зала, длинная стена отражает звуковые волны гораздо сильнее, чем другие поверхности. Выбор определенной формы стены может способствовать наиболее правильному отражению звука.
Акустическая диаграмма:
В данном случае эта акустическая стена формируется из различных дугообразных и изогнутых частей, а плоскость окон наклонена по отношению к прихожанам.
Изогнутые части передвижных стен соединяются с дугообразными формами стены. В этом сооружении автор стремился одновременно к разрешению двух проблем, первая из которых почти целиком относится к психологической области (акустика), а вторая - к технической (эффективная изоляция залов один от другого)".
Как и обычно, особое внимание Аалто уделяет системе естественного освещения (со светом он всегда работает виртуозно). Алтарь подсвечен направленным фонарем верхнего света:
Также алтарь подсвечивают направленным светом боковые окна:
"Мотив троицы продолжается и внутри церкви в виде трех сводчатых залов. В алтаре этот мотив выражен в виде трех скромных белых крестов"
Аалто, как и обычно в своих проектах выступает в роли не только архитектора, но и дизайнера, проектируя мебель и светильники:
Он же является автором эскиза витража над входом
Вестибюль перед входом в зал:
И здесь тот же самый мотив троицы: на скамье три рамки (возможно для библий), подсвеченные верхним светом и с крестообразным декором:
К сожалению, полностью эффект освещения (сам вестибюль освещен довольно слабо, а рамки буквально плавают в столбах света) фотография не передает, так что надеюсь на фантазию читателей:
Служебное помещение рядом с входом (очень интересно сделан подоконник):
Теперь, осмотрев здание изнутри, обойдем его вокруг:
Фонари верхнего света крупным планом (без верхнего света не обходится практически ни одна постройка Аалто):
"Всего в церкви пять входов, один из которых расположен отдельно в восточной части здания. Автор счел необходимым устроить специальный вход потому, что церковь, помимо ее основных функций, как правило, используют для проведения собраний прихода, вплоть до собраний молодежных объединений":
Самая эффектная, боковая сторона церкви:
Привычка к православной архитектуре заставляет в первый момент воспринять эту сторону как алтарную часть с тремя апсидами, но на самом деле это (как мы видели изнутри) - боковая сторона, а выпуклости соответствуют залам.
Навес перед входом, также часто встречающийся у Аалто прием при строительстве общественных зданий:
Характерной формы светильник:
А вот и настоящая алтарная часть:
"Фирменная" деревянная решетка на углу:
Рядом со зданием храма стоит котельная, выдержанная в том же стиле:
В целом, здание производит сильнейшее впечатление, подтверждая репутацию Аалто как одного из величайших архитекторов XX-го столетия и самого великого среди финских архитекторов. Так что всем, кто окажется в Иматре, настоятельно рекомендую не полениться и добраться до этой церкви.
P.S. В субботу, 29 апреля, состоится премьера новой экскурсии "Чрево Петербурга. Вокруг Сенной площади".
Район окрестностей Сенной площади часто называют «Петербургом Достоевского». Он и в самом деле тесно связан с жизнью как самого писателя, так и героев романа «Преступление и наказание», и на нашей экскурсии мы, безусловно, затронем эту тему. Но Достоевский - далеко не единственный деятель русской культуры, жизнь и творчество которого связаны с этими местами, и в ходе нашей экскурсии мы будем говорить о Пушкине и Суворове, Гоголе и членах семьи Бенуа. Также мы увидим многочисленные архитектурные достопримечательности самых разных стилей - от барокко и классицизма, до модерна и сталинской неоклассики.
Узнать подробности и записаться можно здесь:
http://babs71.livejournal.com/993860.html