Пушкин. Ансамбль Привокзальной площади. 1948-1961

Mar 08, 2017 20:42

Одним из наиболее выдающихся произведений послевоенной сталинской неоклассики является ансамбль Привокзальной площади в Пушкине.


Первый вокзал Царского села, построенный в 1836-37 годах по проекту Г. Фоссати, был деревянным зданием в стиле английской готики:


Простоял он недолго, и его сменил новый вокзал, построенный в 1849-1852 годах по проекту К. Тона.




Этот вокзал находился уже на том самом месте, где находится и современная станция.




В 1902-1904 годах был построен третий вокзал по проекту С. А. Бржозовского и С. И. Минаша (они же являлись авторами Витебского вокзала в Петербурге)






В годы войны здание вокзала практически целиком было разрушено.




Новый вокзал был построен в 1948-1950 годах.




Его авторами стали архитекторы Е. А. Левинсон и А. А. Грушке.


Вокзал рассматривался как своеобразный памятник к 150-летию со дня рождения "нашего всего", а потому был чрезвычайно богато оформлен.


Главное здание с боков декорировано медальонами с портретами выдающихся современников Пушкина (подбор персон, впрочем, несколько странный):




Автор скульптурного декора - скульптор М. Г. Манизер.




Вспомогательные павильоны по сторонам вокзала:










Соединяют павильоны аркады из пудостского камня (учитывая, что он довольно активно используется в сооружениях, расположенных в парках Пушкина, решение очень удачное):


























Платформы:






















Теперь заглянем в вокзал. Самое впечатляющее помещение - двусветный кассовый зал:






















Зал ожидания:






В качестве декора потолков используются изображения сооружений парков города:


"Большой каскад":


Камеронова галерея:


Чесменская колонна:


Ворота "Любезным моим сослуживцам" и Орловские ворота:
















Надпись чуть привирает (вокзал открыли 16 мая 1950-го года, а 150 лет Пушкину было в 1949-м):














В другом крыле находится ресторан:


К сожалению, при современном ремонте в интерьеры воткнули красно-черную плитку, которая совершенно не вписывается в общий вид (и куда только смотрит КГИОП).


Тем не менее, и этот зал смотрится очень стильно:






























Один из коридоров вокзала:




Холл лестницы, ведущей в подземный переход к платформам:




Однако вокзал составляет только одну сторону площади. Другую составляют четыре жилих дома, создающих классическую трехлучевую композицию:










Дома эти заканчивали строить уже в 1961-м году, но к счастью достроили в соответствующем проекту виде.






























А здесь уже в декор явно внесли изменения после 1957-го года, так как изображен здесь спутник:


































У одного из домов дворовый фасад оштукатурен:


А здесь на отделку уже пожадничали:










Интересно, что здесь классический портик:


А здесь упрощенный пилонный вариант:

















Дореволюционная архитектура, Петербург, Советская архитектура, Грушке А. А., Левинсон Е. А., Царское село, Тон К. А., Бржозовский С. А., Манизер, Минаш С. И., Фоссати Г.

Previous post Next post
Up