В свое время я уже писал о
московских памятниках авангарда, расположенных рядом со станцией метро "Красные Ворота". А сегодняшний пост посвящен самому заметному зданию, стоящему рядом с этой станцией - Высотному дому у Красных Ворот, одной из московских "семи сестер". Вот как выглядят первоначальный проект этого здания, победивший на конкурсе в 1947-м году и само здание:
Проектированием этого здания руководил А. Н. Душкин, возглавлявший Центральную архитектурную мастерскую МПС.
В 1947-м году ему было поручено организовать закрытый конкурс и представить три проектных варианта строительства здания.
К проектированию приступили проектные группы под руководством И. Г. Таранова, Г. И. Волошинова и самого Душкина (вместе с ним работал инженер В. М, Абрамов)
В конкурсе победил проект Душкина (именно с него я и начал свой пост).
По словам председателя Комитета по делам архитектуры СССР архитектора Г. А. Симонова, "когда А. Душкин показал свой проект, было впечатление, что он вытащил козырной туз".
Тем не менее, было решено, что внешний облик здания все-таки требует некоторой доработки.
Поэтому авторский коллектив "укрепили", включив в него архитектора Б. С. Мезенцева.
Внешний облик здания несколько раз менялся. Первоначально появилась квадратная в плане венчающая башня без шпиля:
А после того, как Сталин распорядился увенчать все высотки шпилями, появился и шпиль:
Здание представляло собой сложный комплекс из административных и жилых корпусов.
Боковые крылья занимали жилые квартиры, а центральная часть предназначалась для Министерства путей сообщения.
А после того, как из состава МПС в 1954-м году выделили Министерство транспортного строительства, оно и разместилось в этом здании (сейчас это ОАО "Трансстрой")
Строительство здания завершилось в 1952-м году.
Особые сложности в строительстве доставлял вестибюль станции "Красные ворота", выход из которого располагался в одном из боковых крыльев.
Требовалось одновременно строить эскалаторный ход и возводить здание.
Проблема заключалась в том, что в этом месте находились плывуны, которые требовалось замораживать.
Однако плывуны при замораживании сильно расширяются, а при оттаивании, соответственно, сжимаются, что могло привести к неравномерной просадке здания. В результате было решено вести строительство правого крыла под наклоном, с заданным заранее контркреном, чтобы в дальнейшем, когда начнется размораживание плывуна, этот крен выпрямился.
Такой прием не имел прецедентов в мировой практике, так что один из строителей, профессор М. И. Горбунов-Посадов, впоследствии вспоминал: "Насколько благополучно должен был сработать этот проект, было неизвестно, поэтому проектироващики и строители, зная гнев Сталина, трусили ужасно. К счастью, замысел удался, хотя еще долго после окончания строительства в здании появлялись все новые и новые трещины, в том числе и в нашей квартире, но они не были аварийного характера".
К сожалению, внутрь здания мне пройти не удалось, а потому выкладываю фотографии вестибюля и круглого зала, сделанные в 1953-м году:
Надо отметить, что здание вышло не слишком функциональным: многие его административные помещения неудобны и неэкономичны, внутри присутствовали "пустые" декоративные объемы, которые было трудно использовать.
Тем не менее, со своей главной задачей - быть одной из важнейших градостроительных доминант города, здание успешно справляется.
P.S. В субботу, 18 июня состоится вторая экскурсия из цикла по Московскому проспекту (От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы").
Среди прочего мы увидим:
станцию "Цветочная площадка", с которой Ленин и правительство уехали в Москву -
ДК "Ильича" -
Московский райсовет -
жилконцентр завода "Электросила" - сталинские дома архитекторов Журавлева, Троцкого, Левинсона и Фомина
Узнать подробности и записаться можно здесь:
http://babs71.livejournal.com/920651.html