В этот четверг я благодаря сообществу
spbblog принял участие в экскурсии для блоггеров в цирк Чинизелли и Музей циркового искусства, а потому сегодня предлагаю небольшой репортаж оттуда. Начнем с двух фотографий этого здания - современной и дореволюционной:
Здание было построено в 1876-77 годах
Его автор - архитектор В. А. Кенель.
Здание венчает купол системы Шведлера.
Его авторы - О. Е. Крель и Р. Б. Бернгард (он же является автором
газгольдеров на Обводном канале, где применены купола той же системы)
Здание было богато декорировано лепниной и статуями:
В 1920-е годы из окон исчезли статуи муз (а в 1930-е пропала скульптурная группа, украшавшая аттик):
В 1959-1963 годах здание реконструировали. Изменились его пропорции (для создания гардероба и буфета верхних ярусов была надстроена галерея, окружающая основной объем здания), а также утрачена основная часть декора. Купол был залит бетоном и лишился фонарика:
В 2001-м году перед зданием установили скульптуру Арсена Аветисяна "Цирк приехал":
В ходе недавно завершившейся реконструкции зданию цирка частично вернули прежний облик - восстановили декор, убрали железобетон из купола, восстановили в зале царскую ложу.
А теперь заглянем внутрь здания цирка.
Парадный вестибюль:
Коридоры украшают репринты старых афиш:
Нашим гидом по зданию и музею стала директор музея Екатерина Юрьевна Шаина:
Проходим в зал:
Декор барьера расписан вручную "как при Чинизелли":
Царская ложа:
Купол здания:
Пока нам рассказывают историю цирка, на арене течет повседневная жизнь. Семья акробатов (почти по Пикассо):
К нам подходит шапитмейстер (главный специалист по поддержанию в состоянии готовности шатра шапито):
На арену выходят репетировать следующий номер:
А мы тем временем направляемся за кулисы. Сюда мы не заходим:
Наша цель - конюшня:
Кстати, вот эти столбики сохранились еще со времен Чинизелли:
Дрессировщик лошадей и его питомцы:
Улыбочку:
"Сижу за решеткой в темнице сырой...":
А мне тоже интересно:
Буланый конь по кличке Ататюрк (хорошо, что не Эрдоган):
А вот и обед привезли:
Идем смотреть второй этаж:
Вид из царской ложи. "Кто тут в цари крайний? Что, никого? Тогда я первый буду!":
Интересная ширма в царской ложе, украшенная эскизами костюмов к какому-то из цирковых представлений:
В зале выставка, посвященная Олегу Попову:
Теперь мы направляемся в Музей циркового искусства. Макет зала цирка Чинизелли:
Пантомима на морскую тематику:
А вот уже советские времена - представление с участием дрессированных водолазов, демонстрирующих свою работу:
Балаганы на Марсовом поле:
Очень забавный экспонат:
Самая интересная, на мой взгляд, часть экспозиции - многочисленные афиши:
Костюм знаменитой дрессировщицы Ирины Бугримовой:
Карандаш:
Клоунские палки для битья:
Зубники для гимнастов:
Костюм "Белого" клоуна:
А тут явно какой-то романтический клоун:
Дорожный кофр:
Афиша клоуна Виталия Лазаренко (с ним работали Мейерхольд и Маяковский):
Клоун Борис Вяткин со своей Манюней:
samiznaetekto примеряет на себя роль жонглера-антиподиста: