Мой пост, посвященный событиям с «Шарли Эбдо», вызвал весьма бурную реакцию. Хотелось бы добавить к высказанному несколько замечаний, а такж (поскольку мой блог имеет историческую направленность), хотелось бы привести два примера из русской истории (кстати, прямо связанные с "нашим всем" А. С. Пушкиным).
(
Read more... )
Отличия случая Засулич от случая карикатуристов налицо, как и то, что последний структурно ближе к случаю Гоги-Тынгиза. Называть его терроризмом конечно можно (свобода же слова, мели емеля), но сугубо коньюктурно -- "террористически и антисоветски использовал в туалете газету с портретами советского руководства" -- т.е. в рамках обожествления одной из сторон.
Точно так же, как выстрел Засулич считается терроризмом по причине (и в рамках) обожествления государства.
Если бы Засулич выстрелила в дворника, который отхлестал ее друга по щекам, никто про терроризм не говорил бы.
(Ну, по нынешним временам может говорили бы, если б дворник оказался таджиком -- говорили бы именно и как раз по причине обожествления нацменьшинственности.)
Т.е. слово "террор" в данных случаях является просто фальш-заместителем непроизносимого вслух "святотатственное покушение".
Reply
Более того, убийцы Шарли сами перед терактом заявляли, что собираются стать шахидами (то есть погибнуть за веру). Не говоря уже о последовавших событиях (убийстве полицейских, взятии заложников и т.п.).
В общем, ваше шулерство мне надоело.
Reply
1) Карикатуристы оскорбили религиозные чувства мстителей.
Трепов религиозные чувства не оскорблял.
2) Основной поступок карикатуристов воздействовал непосредственно на мстителей.
Основной поступок Трепова непосредственно воздействовал только на студента, а не на Засулич.
3) Карикатуристы не были высокопоставленными государственными служащими и не олицетворяли государственную власть.
Трепов был и олицетворял.
В целом поэтому казус с карикатуристами ближе к казусу Гоги-Тынгиза, чем к казусу Трепова.
Впрочем, и казус Засулич-Трепова квалифицируется в качестве терроризма больше по умственной инерции и недомыслию (и нежеланию рассматривать его в самостоятельном качестве). Присяжные-то, напомню, никакого криминального террора не нашли, и Засулич оправдали.
> Более того, убийцы Шарли сами перед терактом заявляли, что собираются стать шахидами (то есть погибнуть за веру)
А Тынгиз был готов погибнуть за честь мамы.
И что?
Вообще, основным необходимым признаком террора, если уж пытаться определять его как-то осмысленно, является нанесение ударов по случайным лицам (возможно принадлежащим к той или иной группе) не причинивших в личном качестве никакого зла наносящим удар.
Так например, если претерпевшие от дурного обращения со стороны полиции (напр. пыток в полицейском участке) наносят удар по случайным полицейским не связанным никак с применёнными пытками -- то это потенциально может быть террором (при наличии ряда других квалифицирующих обстоятальств).
Если же они наносят удар по конкретным полицейским плохо обращавшимся с ними, то это террором не является, а является обычной местью.
Аналогичным образом, нанесение удара пусть не по тем именно полицейским, которые непосредственно применяли пытки или иное дурное обращение, но по близко связанным с ними (как то, непосредственному начальству знавшему, но покрывавшему, или даже приказывавшему; или же по полицейским того же самого участка -- знавшим, по покрывавшим) также скорее всего террором не является.
Если же некто наносит удар по полицейским применяющим пытки, но сам лично при этом не претерпел от пыток, то это является не терроризмом и не местью, а вигилантизмом. То же, более широко, относится к ударам по конкретным людям совершающим дурные деяния в условиях, когда легальная система не представляет адекватных механизмов по пресечению и наказанию их действий -- http://en.wikipedia.org/wiki/Vigilante. Действия Засулич, в частности -- это типичный пример вигилантизма.
> Не говоря уже о последовавших событиях (убийстве полицейских, взятии заложников и т.п.)
Тынгизу может быть тоже пришлось бы отстреливаться от милиции.
Мало ли кому случается убивать полицейских и брать заложников -- грабителям банков например. Грабители банков тоже террористы?
При этом что другие события (я за ними не слишком следил, поэтому на их счёт говорить ничего и не берусь) могли содержать состав терроризма -- это очень может быть (но см. тж. ниже). Но я-то писал не о других событиях, а только и именно о мести карикатуристам.
Что касается перестрелки с полицейскими, захвата заложников etc. -- то если они не планировались в качестве основного действия, а являлись частью плана (или спонтанными действиями) по уходу после совершения основного действия, и были обусловлены именно мотивом ухода как основным, то таковые действия также очевидно не образуют терроризм.
Reply
Трепов оскорбил гражданские чувства. Или у нас теперь чувства могут быть только религиозными?
>Основной поступок Трепова непосредственно воздействовал только на студента, а не на Засулич.
Да ну! Основной поступок карикатуристов воздействовал только на Мухаммеда.
>Вообще, основным необходимым признаком террора, если уж пытаться определять его как-то осмысленно, является нанесение ударов по случайным лицам (возможно принадлежащим к той или иной группе) не причинивших в личном качестве никакого зла наносящим удар.
Ну да, случайный царь, случайные чиновники? Бред.
>были обусловлены именно мотивом ухода как основным
Поэтому раненного полицейского, который никак не мог помешать уходу, добили?
В общем, я конечно понимаю, что вам вусмерть хочется замазать дерьмом жертв и оправдать убийц. ОК, дело ваше. Только вот занимайтесь этим где-нибудь в другом месте.
Reply
Вы же интересовались разницей?
Вот я вам её и указал.
Трепов -- гражданские, карикатуристы -- религиозные.
> Основной поступок карикатуристов воздействовал только на Мухаммеда
Есть также разница между студентом и Мухаммедом.
Мухаммед "живёт в сердцах людей" сам по себе и, так сказать, составляет их часть, а студент сам по себе -- нет.
> случайный царь, случайные чиновники?
Увы, в силу чрезмерной краткости вашей речи не уловил, что вы желали сказать.
> Поэтому раненного полицейского, который никак не мог помешать уходу, добили?
Так и грабители банков, случается, добивают полицейских.
Делает ли это их террористами?
> вам хочется замазать дерьмом жертв и оправдать убийц
> Только вот занимайтесь этим где-нибудь в другом месте.
Я, кажется, про жертвы вообще почти ничего не писал, равно как и про убийц.
Я разбирал структуру происшествия.
Если этот логический разбор возмущает ваши религиозные чувства, то с моей стороны, конечно, было бы крайне неделикатным настаивать в вашем личном дневнике на указании несоответствия таковых чувств ratio.
Со своей стороны надеюсь, что и вы ответным образом не станете выносить мнение и утверждение о том, что действия мстителей карикатуристам составляли якобы террористическое деяние, за пределы частного дневника.
Reply
Leave a comment