XX век. Искусство и бомбы. Первая Мировая война

Nov 20, 2007 19:50


Столетиями мирные жители могли не опасаться войны до тех пор, пока до их мест не доходили воюющие армии. Были, конечно, и исключения из этого правила. Жители приморских городов могли попасть под бомбардировку с моря (как жители Копенгагена в 1807-м или Соловецкого монастыря в 1854-м), их город мог разрушить десант, как это было с Колой (сожженной англичанами в том же 1854-м) или с городами Швеции, которые жгли в Северную войну русские десантники. Но все остальные мирные жители могли ничего не опасаться.
Однако в 20-м веке все изменилось. В воздух стали подниматься самолеты и дирижабли, которые были способны нести бомбовый груз на значительное расстояние. Первая Мировая война стала и первой войной, когда бомбы посыпались на города. И мрачным пророчеством выглядят литографии Натальи Гончаровой 1914-го года "Ангелы и аэропланы" и "Град обреченный" из серии «Мистические образы войны»:

 


Пророчество не замедлило исполниться. Бомбы посыпались как с самолетов, так и с дирижаблей. И английские плакаты призывали записываться в армию, чтобы защитить гибнущих под бомбами:


Впрочем, боевые возможности авиации были пока еще невелики. Так, за все время войны германские дирижабли совершили 51 налет на Британию, всего было сброшено 5806 бомб общим весом 196 000 кг (во время Второй Мировой войны во многих налетах одновременно сбрасывалось большее количество бомб). Поэтому было убито всего лишь 557 человек и еще 1358 ранено.Кроме того обе воюющие стороны пока еще старались соблюдать приличия и старались бомбить военные цели. Так, в приказе, который разрешал немецким воздухоплавателям бомбардировки Англии, категорически запрещалось бомбить жилые кварталы Лондона (позднее запрет бомбардировки Лондона был снят). Однако промахи были достаточно частым явлением. Во время бомбардировки Лондона 8 сентября 1915-го года одна из бомб вместо Ливерпульского вокзала попала в два заполненных людьми омнибуса, стоявших на привокзальной площади. А частенько случалось, что бомбардировке подвергался не тот город (например, вместо Ливерпуля бомбы сбрасывались на Типтон, находящийся в 75 милях), или пилоты просто не знали, что именно бомбят и узнавали о том, куда именно попали их бомбы, из утренних газет (что потом не мешало штабам хвалить их в приказе за точную навигацию «на всем пути следования»).

Несмотря на то, что число жертв составляло ничтожную долю процента от общего числа погибших, авианалеты сеяли ужас среди жителей городов. Вот как описывает свои впечатления от авианалета на Лондон американский журналист А. Шеферд: «...Все движение на улицах замерло. Тысячи людей провожали глазами продолговатый силуэт цеппелина, так мирно плывущий среди осенних звезд. Время от времени лучи прожекторов касались боков несущего смерть корабля, и тогда его корпус начинал светиться лунно-желтым светом. Город сотрясали разрывы бомб. Смерть и разрушение пришли в Лондон. Отчаянно лаяли зенитки, пытаясь поразить шрапнелью неуязвимого врага.
- Ради всего святого, не делайте этого! - услышал я рядом испуганный шепот. Один человек умолял другого погасить спичку, от которой тот пытался прикурить. И тут я вдруг обратил внимание, что люди вокруг меня боялись открыть рот! Они разговаривали только шепотом, словно неосторожный, громкий звук мог достигнуть ушей тех, кто управлял цеппелином, и новая порция бомб тотчас же обрушилась бы на голову болтуна и заставила его замолчать навеки. В эту ночь самый большой город на Земле превратился в поле битвы, причем англичанам приходилось сражаться и за те семь миллионов мирных мужчин, женщин и детей, что до сих пор не подозревали, какую опасность таит в себе лондонское небо. Одинокий дирижабль заставил целый город сжаться в ужасе, как кролик перед удавом. На четверть часа война вошла в жизнь каждого лондонца».

Так что неудивительно, что в страшной серии гравюр «Война» немецкого художника, ветерана Первой Мировой Отто Дикса, один из листов изображает аэроплан, атакующий мирных жителей:

Война, История, Музы и пушки, Искусство

Previous post Next post
Up