Продолжим рассказ о моих приключениях в роли экскурсовода на автобусной экскурсии Псков - Новгород. Согласно расписанию, на обзорную экскурсию по городу у меня оставался всего 1 час, после чего я должен был передать группу местному гиду, который должен был показывать Кремль и Ярославово дворище. Поэтому я сперва планировал использовать этот час на осмотр церкви Спаса на Ильине с ее фресками работы Феофана Грека (на мой взгляд, побывать в Новгороде и не посмотреть эти фрески - нонсенс). Но как оказалось, группа совершенно не возражала против того, чтобы пожертвовать утренним сном и выехать на час раньше, что позволило мне помимо Спаса на Ильине включить в экскурсию еще две церкви (Федора Стратилата на Ручье и Петра и Павла в Кожевниках), а также городской вокзал. Именно ему и будет посвящен сегодняшний пост.


Автор здания - замечательный архитектор-конструктивист И. Г. Явейн.



В Питере он построил известный
Дом работников Свирьстроя - "последний конструктивистский дом" Ленинграда.



А когда работать в духе конструктивизма стало невозможно, он целиком ушел в область строительства вокзала, где идеологические требования были не столь жесткими.




Проект вокзала, разработанный Явейном победил на конкурсе в 1945-м году.




Проект активно поддерживал академик А. В. Щусев, который руководил послевоенным восстановлением Новгорода.



Вокзал был построен в 1950-53 годах.



Здание представляет собой удивительно органичный сплав древнерусской архитектуры (при подготовке к проектированию вокзала Явейн активно изучал ее) и конструктивизма (кто-то из ленинградских архитекторов назвал этот проект "конструктивизмом, ушедшим в новгородское подполье").



Сам Явейн отмечал, что приемы древнерусской архитектуры были вполне органичны потому, что в условиях послевоенной разрухи в тогдашнем Новгороде в распоряжении архитектора находились практически те же материалы, что и шестьсот лет назад, и почти тот же уровень строительных технологий.



Должен отметить, что здание произвело впечатление на моих туристов (при том, что группа отнюдь не была "продвинутой" в архитектурном плане).



Честно говоря, очень жаль, что советская архитектура не пошла по пути, который был намечен этим зданием.



Теперь посмотрим интерьеры вокзала:












Интересно не только здание самого вокзала, но и несколько служебных построек. Все они выглядят довольно непритязательно, но составляют вместе с вокзалом единый ансамбль и выдержаны в том же самом стиле.















