19 мая в нашем городе проходила очередная, уже ставшая традиционной, "Ночь музеев" (если кто-нибудь хочет взглянуть, как это мероприятие проходило в предшествующие годы, он может
заглянуть сюда). И главной моей целью в этом году было посетить особняк М. В. Кочубея. Я собирался сюда еще в прошлом году, но из-за безумной очереди не попал, поэтому в этом году я пришел заранее к моменту открытия и прошел во второй партии экскурсантов.
Князь М. В. Кочубей приобрел этот участок вместе со стоящим на нем домом в 1852-м году у купца Н. Н. Солодовникова.
Трехэтажный дом с воротами, построенный в конце 1790-х годов, имел достаточно скромный фасад (первый этаж был декорирован рустом, второй - треугольными сандриками над окнами).
Князь решил расширить дом и изменить его фасад, для чего обратился к архитектору Г. А. Боссе. Выбор был не случаен, поскольку до этого Боссе строил церковь-усыпальницу в Троице-Сергиевой пустыни над могилой первой жены М. В. Кочубея, а также дом его брата Л. В. Кочубея.
Первый вариант проекта был утвержден 16 июля 1853 года и предусматривал частичную перепланировку главного корпуса, пристройку сбоку помещения парадной лестницв, расширение и надстройку четвертым этажом жилого флигеля и перестройку трех каменных одноэтажных служб. Фасад при этом сохранял прежнюю разбивку на девять окон и получал декор в стиле раннего классицизма. Такое решение было достаточно экономичным, но с эстетической точки зрения не слишком интересным, и не удовлетворило ни автора, ни заказчика.
Результатом этого стал новый проект фасада в духе неоренессанса, предусматривавший частичную перекладку стен с целью совершенно иной разбивки окон (он был утвержден 12 августа 1853 года). По этому плану и было начато строительство.
Тем не менее, и в этот проект были внесены изменения. В оценочной ведомости дома указано, что переделки проводились по плану 14 октября 1853-го года, однако в архивных делах план с такой датой не сохранился.
Характерной особенностью здания стало украшение его ограды четырьмя бюстами мавров (из них, увы, сохранилось только два). Поэтому особняк получил еще одно название - "Дом с маврами":
Итак, мы заходим во двор
Через арку проходим в бывший внутренний двор, в наши дни превращенный в атриум:
Здесь стоят два бюста мавров. Именно они когда-то стояли на ограде, а в наши дни их для лучшей сохранности заменили на копии:
Есть легенда, что в подвале особняка существовал подземный ход, поэтому здесь эту легенду проиллюстрировали:
Выходим на парадную лестницу. Как было принято во времена эклектики, помещения оформлялись в самых разнообразных стилях. Лестницу Боссе оформил в стиле английского ренессанса:
Один из залов первого этажа (к сожалению, забыл его назначение):
Приемная:
Ее стены и потолок украшает лепка в стиле Ринальди и плафон "Дионис и Ариадна на острове Наксос":
Танцевальный (Голубой) зал:
Плафон "Меликерт, превращенный в морское божество":
Десюдепорты над дверями посвящены временам года:
Красная гостиная:
Серия живописных вставок изображает античных богов в детстве.
Нептун:
Виктория:
Марс:
Афина:
Аполлон и Дионис:
Церера:
Афродита:
Диана:
Еще одна небольшая комната:
И последний, Белый (ныне Розовый) зал в стиле рококо:
P.S. 26 мая, в субботу состоится экскурсия по Московскому проспекту от метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы".
Среди прочего мы увидим:
Станция "Цветочный питомник", с которой Ленин и правительство уехали в Москву - ДК "Ильича" - Московский райсовет - жилконцентр завода "Электросила" - сталинские дома архитекторов Журавлева, Троцкого, Мунца, Левинсона и Фомина.
Начало в 10-00. Сбор группы у выхода из наземного вестибюля станции метро "Московские ворота".
Стоимость экскурсии - 300 рублей.
Записаться для участия в экскурсии можно здесь:
http://babs71.livejournal.com/574705.html