Памятник Александру III работы Паоло Трубецкого традиционно оценивается как "в своем роде уникальный образец сатирически-гротескного решения образа". В самом деле, массивная тяжеловесная фигура всадника, стоявшая на массивном низком постаменте воплощала (как писали после открытия памятника в журнале "Золотое руно") "всю жестокую правду всероссийского тупика и его исторические причины". Неудивительно, что о памятнике ходили такие стишки, как "На площади комод,/ на комоде бегемот, /на бегемот идиот, /на идиоте шапка" и "Третья дикая игрушка /для российского холопа,/ был царь-колокол, царь-пушка/ а теперь еще царь-*опа…". Рассказывали, что Паоло Трубецкой в ответ на вопросы о памятнике отвечал: "Я изобразил одно животное на другом".
П. Трубецкой у памятника Александру III. 1909
Прежде эти оценки казались мне очевидными. Однако недавно мне на глаза попался рисунок Паоло Трубецкого с проектом этого памятника:
Согласитесь, что подобный постамент совершенно меняет художественный образ памятника. В таком памятнике массивная фигура всадника вызывает ассоциации с богатырем. Вот, для сравнения, две картины, которые появились в 1898-м году, за два года до создания Трубецким этого рисунка:
М. Врубель. "Богатырь"
В. Васнецов. "Богатыри"
Интересно, что Трубецкой долго отстаивал именно этот вариант памятника. Но Николаю II гораздо больше понравился вариант с постаментом по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля:
Забавно, но власть сама превратила в сатиру памятник, который мог служить ее прославлению.